«Старик и море» –
сюжет, принесший Хемингуэю Нобелевскую премию, а автору мультфильма по
этой повести Александру Петрову – премию «Оскар». В чем же секрет успеха
истории старого моряка Сантьяго?
Мультфильм нарисован в
необычной манере, называемой техникой «ожившей живописи». Изобрел эту
технику Кэролин Лиф, канадский мультипликатор. Это он первым придумал
рисовать мультфильмы на стекле медленно сохнущей масляной краской. Эту
технику подхватил Александр Петров, и она оказалась органичной для
режиссера.
А еще кое-что Александр Петров добавил от
себя – он использует в работе специальные щеточки, резиновый ластик, но
прежде всего – собственные пальцы. По словам мастера, рисование рукой –
это самый короткий путь от сердца к бумаге, самый быстрый и надежный
способ передать бумаге свои мысли.
Еще до «Старика и
море» Александр Петров в этой же манере создал такие шедевры, как
«Корова», «Русалка», «Сон смешного человека». Автор воплотил на экране
сюжеты Платонова, Достоевского, и эти мультфильмы ничуть не менее
интересны, чем «Старик и море». Но только этот мультфильм по повести
американского классика получил мировое признание и премию «Оскар».
Возможно,
секрет в том, что «Старик и море» стал первым в истории анимационного
кино мультфильмом для кинотеатров большого формата IMAX. Естественно,
море, заполняющее огромное полотно экрана, впечатляет еще сильнее. К
тому же мультфильм являет собой счастливое совпадение: техника рисования
по стеклу как нельзя больше подходит именно для передачи стихии воды,
изменчивой и текучей.
Александр Петров работал над
мультфильмом в Монреале два с половиной года. Помогал художнику в работе
только его сын Дмитрий. Вместе они нарисовали 29 000 кадров, которые
составили около 20 минут мультфильма. И каждый из 29 000 – полноценное
произведение искусства.
Сюжет мультфильма –
противостояние стареющего моряка и огромной рыбой. Одно из множества
противостояний один на один, так занимавших Хемингуэя. Но – никто не
вышел победителем в этой тяжелой борьбе не на жизнь, а на смерть. И
Сантьяго возвращается к ожидающему его на берегу маленькому другу в
разочаровании и печали.
Но наверное, главный интерес
мультфильма – не в сюжете, а в удивительной жизни моря, красок и
вдохновения мастера.