Все мировые исторические столицы, основание которых скрыто во тьме веков, имеют легенды о своем возникновении. Существуют легенды и о начале Москвы.
Первое письменное упоминание о Москве содержится в летописи и относится к 1147 году. Этот год условно считается датой ее основания. Хотя очевидно, что Москва в то время уже существовала и была поселением, достаточно крупным и значительным.
Летопись сообщает, что в 1147 году суздальский князь Юрий Владимирович, по прозвищу Долгорукий, впоследствии ставший Великим князем, возвращаясь из удачного похода на Новгород, сделал остановку на берегу Москвы-реки и послал оттуда своему родственнику и союзнику князю Святославу грамоту, в которой было написано: "Приди ко мне, брате, в Москов", а когда Святослав прибыл со своей дружиной,то устроил для них "обед силен".
Москва тем и стала сильною и опередила других, что постоянно и неуклонно звала к себе разрозненные русские земли на честный пир народного единства и крепкого государственного союза".
В XVI веке, когда Москва уже была столицей сильного и обширного Российского государства, ее стали воспринимать как духовную наследницу двух великих христианских столиц-Рима и Константинополя. Москву начали называть "третьим Римом, добавляя: "а четвертому - не бывать!"
На Руси были хорошо известны легенды о знамениях, бывших при основании Рима и Константинополя. При закладке городской стены Рима нашли человеческую голову, что предвещало ему быть головой многим городам. Когда начали строить Константинополь, то из горы выполз змей, а с неба слетел орел - и они стали сражаться. Это предвещало, что быть Константинополю царем среди городов, как орел - царь среди птиц, и сражаться с врагами.С возвышением Москвы образованные москвичи занялись изысканиями и обработкой бытовавших в народе легенд о ее основании. В XVII веке появились сразу четыре повести неизвестных авторов, посвященные основанию Москвы. И.Е. Забелин писал: "Они вносили в свои повести ходившие в народе предания и несомненные остатки уже забытых песенных былин".
В одной из повестей основателем Москвы назван некий князь Данило Иванович -лицо вымышленное. (Вероятно, автор назвал его по ассоциации с московским князем Даниилом - сыном Александра Невского. При Данииле Москва стала столицей удельного княжества.)Поехал великий князь Данило Иванович "изыскать место, где ему создати град престольный к великому княжению своему". Оказался князь в темном, непроходимом лесу, и было в том лесу топкое болото. Вдруг посреди болота Данило Иванович увидел пестрого зверя "превелика и пречудна, троеглава и красна зело".Князь спросил у сопровождавшего его ученого грека Василия: "Что значит это видение?"Ученый грек ответил: "Великий княже! Будет построен на этом месте град треугольный, превеликий, пречудный и прекрасный. А пестрота зверя означает, что будут жить в том городе люди разных племен".И князь Данило Иванович заложил на том месте город и назвал его Москва.
Другая повесть об основании Москвы своей краткостью напоминает летописную запись. В ней рассказывается об основании Москвы Вещим Олегом "При княжении своем Олег прийде на Москву-реку, в нее же текут Неглинна да Яуза, и поставил тут град и нарече Москва". Автор домыслил летописное свидетельство о том, что Олег был основателем "городов многих", - и назвал среди них Москву.
Утверждение это чисто легендарное, но то, что Москва во времена Олега уже существовала как поселение, подтверждается археологическими данными: на ее территории были найдены украшения и монеты IX-X веков.
Автор третьей повести, самой пространной, создает напряженный, драматичный сюжет. Повесть называется "О зачале Москвы и князе Даниле Суздальском", она известна во многих списках и была популярна в качестве занимательного чтения в XVIII и даже в XIX веках.Основателем Москвы в этой повести назван князь Владимирский Андрей Александрович. Его историческим прототипом скорее всего был сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский.
В повести рассказывается, что у князя Андрея был брат-князь Суздальский Данило Александрович. Прослышал князь Данило, что в лесной стороне, на берегу Москвы-реки, живет богатый боярин Кучко и есть у него два сына, лучше которых нету во всей Русской земле.Автор повести в соответствии с терминологией XVII века называет Кучка боярином, тогда как на самом деле он был вождем какого-то местного славянского или угро-финского племени. Историчность Кучка отчасти подтверждается до сих пор сохранившимся в Москве названием "Кучково поле" (территория в районе Чистых прудов и Сретенского бульвара).
Князь Данило Александрович вытребовал молодых Кучковичей у их отца и взял к себе на службу: одного сделал стольником, другого - чашником.Красивые юноши приглянулись распутной Даниловой жене Улите. Княгиня вступила с ними в любовную связь и подбила на убийство своего мужа.Во время охоты Кучковичи заманили князя Данилу в чащу и "начали убивать" . Но довести злое дело до конца не смогли: конь князя унес своего раненого хозяина. Убийцы пустились в погоню. Князь, оставив коня, пешим скрылся в лесу, и преследователи потеряли его из виду.Прибежал Данило Александрович к перевозу через Оку и хотел переправиться на другую сторону, чтобы вернее уйти от погони.
Денег у него не было, и он предложил перевозчику в уплату свой золотой перстень.Перевозчик, не узнавши князя, сказал: "Люди-то нынче лихие, обманчивые. Иного перевезешь за реку, а он уйдет, не заплатив перевозного. Положи-ка перстень на весло, а уж потом садись в лодку". И он протянул весло князю.Данило Александрович исполнил требуемое, но перевозчик, завладев перстнем, тут же отпихнулся от берега и уплыл.Опасаясь, что убийцы настигнут его, князь Данило снова бежал в лес. Тем временем "уже к вечеру лучилось, к темной ночи осенней приближалось". Страдая от ран, измученный усталостью князь набрел в лесу на "срубец" - бревенчатую могилу, в которой лежал покойник, и, забыв страх от мертвого, залез в этот срубец, лег и уснул.Темная осенняя ночь, лесная чаща, близость покойника - все это характерные элементы литературного жанра, получившего впоследствии название "готического".
Меж тем молодые Кучковичи вернулись кУлите "в печали, во скорби великой, что упустили князя Данила жива". Испуганные Кучковичи сказали княгине: "Уйдет теперь князь Данило во Владимир, к своему брату князю Андрею Александровичу, явятся они сюда оба с сильной дружиной, и быть нам тогда лютой смертью казненным, а тебе, княгиня, в землю по плечи живою закопанной".Стала Улита думать, как отыскать и погубить князя Данилу - и надумала.Был у Данилы Александровича любимый пес .Когда-то говорил князь жене: "Если захватят меня в бою и уведут в полон, или буду я ранен и останусь лежать среди убитых, или убьют, и от кровавых ран образ мой так переиначится, что нельзя будет узнать, и не найдут моего тела, то позовите любимого моего пса, он сыщет меня, и опознает, и даже мертвому мне будет радоваться и руки мои лизать".Позвала Улита любимого мужнина пса и дала его Кучковичам (Автор повести восклицает. "Какая кровожадная львица, какая свирепая медведиха может содеять такое!")Кучковичи доехали до места, где был давеча ранен князь - и пустили пса по следу.Взяв след, пес быстро отыскал срубец, сунул туда голову и, найдя хозяина, стал ему "радоваться ласково".
Подоспевшие Кучковичи увидели пса, "радующеся и хвостом машуще", подняли крышку срубца - и добили князя.Оставив тело в том же срубце, они вернулись домой, уверенные, что надежно схоронили свою тайну.Но все тайное становится явным. Дошла весть о "злоубивствии" до брата князя Данилы - князя Владимирского Андрея Александровича, и он с большой дружиной поспешил в Суздаль.Узнав об этом, Кучковичи бежали из Суздаля и укрылись у своего отца-боярина Кучка.Князь Андрей предал смерти княгиню Улиту и отправился в поход, чтобы найти и покарать убийц своего брата. К его дружине присоединились многие суздальцы, желавшие отомстить за своего князя.Княжеское войско вступило на землю Кучка. Против сильного войска "немного возмог Кучко боярин боем биться". Он был захвачен и казнен вместе с сыновьями.Князь Андрей в гневе хотел немедля сжечь огнем села и слободы Кучка, но отложил до утра. Аугром, встав ото сна, посмотрел окрест - и "вложил Бог в сердце князю Андрею мысль" построить тут город.
Созвал князь со всех концов Русской земли умелых мастеров-строителей: и суздальцев, и владимирцев, и ростовцев, и многих других. Возвели они над Москвой-рекой "все градное устроение" - стены и башни, дома и храмы."И оттоле начал именоваться и прославился град тот Москва" - так заканчивает автор свою повесть.
Четвертая повесть об основании Москвы - самая известная. В ней в соответствии с исторической традицией основателем Москвы назван Юрий Долгорукий.Ехал князь Юрий Владимирович через Русские земли и "прииде на место, идеже ныне царствующий град Москва".Место это принадлежало Стефану Ивановичу Кучке, который, чувствуя себя полноправным хозяином, "возгордился зело" и не оказал великому князю подобающих почестей.
Оскорбленный князь приказал "боярина оного ухватити и смерти придати".Затем князь Юрий взошел на высокую гору, "и обозрев с нея очами своими семо и овамо по обе страны Москвы-реки и за Неглинною и возлюбил селы оны, и повелел на месте том вскоре сделати мал древян град и прозвал его званием Москва-град по имени реки, текущей под ним".Эти точные и звучные слова стали классическими, с них теперь начинается едва ли не всякая книга по истории Москвы.