Уникальная золотая монета Либерии, на которой изображен Иисус Христов и двенадцать апостолов, представляет единый неразборный диск, на котором нанесены контуры пазловых элементов. В мире выпущено только 99 экземпляров данной монеты.
На реверсе внутреннего диска золотой и серебряной монеты в центре под сводами арки изображен Апостол Павел. В одной руке он держит книгу, в другой – меч, это символы Евангелия и мученичества Павла в Риме.
ЭНДЖЕЛ (англ. engel—ангел)—название английской золотой монеты, чеканка которой началась при Эдварде IV в 1470 г. Свое название она получила от изображения архангела Михаила на реверсе монеты. На аверсе — изображение корабля, герб страны и надпись: per crucem tuam salva nos Christe redemptor. Со времен Генриха VIII до правления Елизаветы (ок. 1509—1558) энджел был излюбленной золотой монетой англичан, позже чеканился редко, а после 1634 г. больше не выпускался.
По одной из легенд монета однажды действительно решила судьбу человека. Во время Великой Французской Революции гражданина Огюста Дюпре приговорили к отсекновению головы на гильотине. Его уже взвели на помост, жить осталось считанные секунды, но тут молния ударила в шпиль ближайшей церкви, и на мгновение ослепила палачей. Из-за возникшего переполоха казнь была отложена, Дюпре вновь отвели в тюрьму, а через пять месяцев и вовсе выпустили.
Дело в том, что Дюпре служил на монетном дворе и был автором штампа красивой золотой монеты с изображением ангела. Так вот, Дюпре всегда утверждал, что был спасен этим самым ангелом, ведь монета с изображением ангела лежала у него в кармане.
Но легенда о монете, приносящей удачу, разнеслась не только по Франции. Корабли не выходили в плаванье, если капитан не запасался хотя бы одной счастливой монетой. Во время Второй Мировой войны асы Геринга получали их в награду. «Счастливые Ангелы» стали так популярны, что их несколько раз чеканили заново, в последний раз их выпустили в 1989 году номиналом в 100 франков. Изображение ангела распространили и на монеты из других металлов - серебра, платины и палладия.
Солид Юстина I
Оборотную сторону монеты украшает крест с двумя стоящими по сторонам ангелами и традиционной легендой VICTORIA AVCCC ("Победа Августов"). Эта композиция близка позднейшей иконографии Поклонения ангелов Кресту, сформировавшейся под влиянием литургических обрядов Иерусалима. Константинополь. 518-527 гг.
Не менее интересны монеты с изображением Богоматери. Несмотря на то, что почитание Богоматери в качестве защитницы Константинополя началось еще в VII в., ее образ впервые появляется на монете в правление Льва IV Мудрого (886-912). Богоматерь изображена в позе Оранты, с эпитетом MARIA, более никогда не употреблявшимся, но знакомым по литературным источникам, а также памятникам искусства доиконоборческой поры и в позднейшее время - по монетам Сербии XIV в.
Богоматерь Оранта
Солид Льва VI (886-912 гг.)
Богоматерь Влахернитисса
Константин IX, 1042-1055 гг.
Богоматерь Никопея
на 2/3 милиарисия Романа IV Диогена
Крест был первым из символов христианской веры, нашедших свое место на римской монете. Это произошло уже в IV веке, и с тех пор монеты христианской империи были немыслимы без этого универсального знака Спасения. Он имел не только религиозный, но и государственный смысл.
Богоматерь Оранта на современной монете
Оранта (от лат. Orans, род. падеж огаntis — молящийся), один из иконографических типов богоматери. Оранта изображается в рост с поднятыми до уровня лика руками и повернутыми к зрителю ладонями. Оранты изображались в 9–13 вв. в монументальной живописи и на иконах Византии и Древней Руси. В частности, фигура Богоматери Оранты является главной мозаикой центральной аспиды храма Софии Киевской.
Чудотворный образ Мариацель (Мariazell) на австрийских 100 шиллингах 1936 года
Богоматерь Мариацель называют "Великая Мать Австрии", Она покровительница страны .
Базилика в австрийском городе Мариацель, где находится чудотворный образ,
на 25 шиллингах 1957 год
Чёрная Мадонна - покровительница Польши на 10-ти долларовой монете республики Либерия
Мадонна с Младенцем на монете республики Палау
Бавария, 1 талер 1799 г., серебро
Мадонна с Младенцем, покровительница Баварии
Богоматерь с Младенцем на венгерских монетах 1619 и 1613 гг
Еще одно изображение Оранты
Miliaresion, MICHAEL VII. DUCAS (1071 - 1078)
Тронный образ Богоматери
Aspron trachy nomisma, JOHANNES II. COMNENUS (1118 - 1143)
50 рублей 2002 года.
Историческая серия: Дионисий
Художник: А.В. Бакланов. Скульптор: А.С. Хазов. Чеканка: Московский монетный двор золото 999/1000 тираж: 1500 штук
Dukat 1586, Nagybanya.
Römisch Deutsches Reich, Maria Theresia, 1740-1780, Taler 1742
Надпись на монете: "Св. Мария, Матерь Божья, Покровительница Венгрии"
Папа Иоанн-Павел II на литовской монете 10 литов 1993 г.
Крест был первым из символов христианской веры, нашедших свое место на римской монете. Это произошло уже в IV веке, и с тех пор монеты христианской империи были немыслимы без этого универсального знака Спасения. Он имел не только религиозный, но и государственный смысл.
Гексаграмма Константа II (641—668)
Милиарисий Льва III (717—740)
Солид Анастасия (491—518)
Солид Ираклия (610—641)
Таким образом, за триста лет (с 420 по 720 гг.) изображение креста, восходившего к знаменитому Голгофскому мемориалу Феодосия II, появлялось на византийских монетах с тремя различными легендами: VICTORIA AVGU(STORUM), DEUS ADIUTA ROMANIS, IhSUS XPISTUS nICA. Все они раскрывали понимание креста как триумфального штандарта победоносного Христа Императора, «трофея, воздвигнутого Им Самим на том месте, где царила смерть» (Иоанн Златоуст)