Мы привыкли к изображению библейского Самсона в виде курчавого юноши, как на знаменитом петергофском фонтане. Между тем, Библия говорит нам, что Самсон был "назореем", человеком, посвященным Богу и принявшим ряд обетов. Видимым признаком назорея были длинные волосы, которые он не стриг "от чрева матери".
То, что Самсон носил не просто длинные волосы, но именно косы, мы узнаем из истории коварства Далилы. Вот что говорится в книге Судей: "И усыпила его Далила на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его". После этого филистимлянам удалось схватить силача, ослепить его и увести в плен.
Сами по себе длинные волосы считались украшением, что отличает иудеев, греков и древние народы Ближнего Востока от египтян, бривших головы, но также употреблявших парики в виде косичек. О последнем упоминает и "отец истории" Геродот.
Популярная сегодня прическа "дреды" (тоже, в сущности, косы) в своем символизме восходит к Библии. Субкультура расты, сделавшая ее популярной, считает, что африканцы должны вернуться из рабства в плену у белых людей в свою исконную Землю, "Сион", располагающийся в Эфиопии. Именно африканцы окажутся избранным Богом народом.
В Греции и Риме можно видеть сложные прически из кос, благо до нас дошли образцы скульптуры и живописи. О накладных косах упоминает Овидий и ряд других авторов I-II веков н.э. Римские матроны любили высокие каркасные прически с пучками из тонких плоских косичек, уложенных в пучок. Одними из лучших считались светлые волосы, доставляемые в "столицу мира" из Германии. Носили их как женщины, так и мужчины.
В средние века в Западной Европе дамы носили прическу "рыцарские косы", волосы перевивались лентами, могли быть плоскими, в четыре-пять плетешков. Носили косы и в сетках над ушами, прическа напоминала улитку или бараний рог, за что и получила подобное название.
Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда. До замужества девушки заплетали волосы в косу, украшая ее на конце лентой или "косником" ("накосником"). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок.
После замужества волосы заплетали в две височные косы. Существовал обычай накануне свадьбы собираться и под пение печальных песен переплетать одну косу в две. Этот обряд был посвящен прощанию с девичьей свободой. Женская прическа была сделана в виде короны, косы укладывали вокруг головы. покрывали маленькой полотняной шапочкой (повойником)
Андрей Ремнев Продавец рыбы или Русалка. Диптих. Правая часть. 2004
Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. На Руси существовало выражение "опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит..
В это время на Западе дамы эпохи Возрождения стали носить сложные прически, в которых косы были перевиты с локонами и жгутами. Эти прически можно увидеть на многочисленных картинах эпохи Ренессанса. Хорошо видны они на рафаэлевском "Снятии со креста" в галерее Боргезе. Естественно, не стоит путать на картинах косы с завитыми локонами и прядями, также популярными в то время.
С распространением париков коса временно уходит из моды. Однако в эпоху рококо она появляет себя в мужском кругу. На пудреном парике ее у основания перевязывали черной муаровой лентой, конец завивали надо лбом и взбивали кок, создавая при этом тугие букли на висках.
В XIX веке косы возвращаются в женские прически. Накладные косы пучками напускаются на щеки и затылок. В салонах изготовляли постижи, которые позволяли менять прическу в течение дня. Если днем делали прическу более скромной, тo вечером на бал или в театр парикмахеры создавали более сложные с завивкой и косами.
Самым простым и распространенным считали плетение в три плетешка - "русскую косу", но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетешков. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.
В конце ХIХ-начале ХХ века коса встречается не столь часто, может быть потому, что она слишком "народная, здоровая" и не вяжется с декадентским стилем.
Так у одного из столпов ар-нуво Климта косы есть лишь в нескольких ранних работах, а потом - раз и все… Косы отсутствуют у Тулуз-Лотрека, их врят ли встретишь и у Моро. Даже ранее прерафаэлиты при своей любви к Средним векам и возрождению предпочитали распущенные волосы. Кос не так много у импрессионистов, кроме разве что Ренуара.
В русской живописи косу лучше других запечатлел Кустодиев.
ХХ век стал временем заката кос. Этнические влияния в среде хиппи и растаманов не меняют общей тенденции.
С распространением Западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.
Андрей Ремнев Провинция. 1992