Основными
принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость,
обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам,
недопустимость дискриминации при проведении аттестации. Новые правила
аттестации также коррелируют с принципами новой системы оплаты труда,
учитывающей результаты и качество работы учителя.
Новый порядок активно разрабатывался в течение нескольких лет совместно с
субъектами Российской Федерации, Профсоюзом работников народного
образования Российской Федерации и иными общественными организациями.
Данный порядок вступает в силу с 1 января 2011 года. При этом
присвоенные ранее квалификационные категории действуют до истечения их
срока.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании",
согласно которому проведение аттестации педкадров относится к
полномочиям субъекта Российской Федерации, аттестацию проводит
региональная аттестационная комиссия. В настоящее время ведётся
подготовка методических рекомендаций по проведению аттестации;
направление их в субъекты Российской Федерации планируется в сентябре
этого года.
Основными задачами
аттестации являются: - стимулирование целенаправленного,
непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их
методологической культуры, личностного профессионального роста,
использования ими современных педагогических технологий; -
повышение эффективности и качества педагогического труда; -
выявление перспектив использования потенциальных возможностей
педагогических работников; - учет требований федеральных
государственных образовательных стандартов к кадровым условиям
реализации образовательных программ при формировании кадрового состава
образовательных учреждений; - определение необходимости
повышения квалификации педагогических работников; -
обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических
работников.
Обязательной аттестации не подлежат:
- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее
двух лет; - беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске
по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в
отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года
после их выхода из указанных отпусков.
Аттестационная
комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя,
секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей
федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений,
органов самоуправления образовательных учреждений (советов
образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических
советов и др.) и работников образовательных учреждений. Состав
аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена
возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые
аттестационными комиссиями решения. Решение аттестационной комиссией
принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым
голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов
аттестационной комиссии.
Четко прописаны последствия
признания работника несоответствующим занимаемой должности. В этом
случае работодатель (руководитель образовательного учреждения) должен
направить его на курсы повышения квалификации (если подобная
рекомендация содержится в решении аттестационной комиссии), либо
предложить другую имеющуюся работу. Трудовой договор с работником может
быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового
кодекса Российской Федерации если невозможно перевести педагогического
работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя
работу (в том числе вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую
работу).
Первая квалификационная категория может
быть установлена педагогическим работникам, которые: - владеют
современными образовательными технологиями и методиками и эффективно
применяют их в практической профессиональной деятельности; -
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе
совершенствования методов обучения и воспитания; - имеют
стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками
образовательных программ и показатели динамики их достижений выше
средних в субъекте Российской Федерации.
Высшая
квалификационная категория может быть установлена педагогическим
работникам, которые: - имеют установленную первую
квалификационную категорию; - владеют современными
образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в
практической профессиональной деятельности; - имеют стабильные
результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных
программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте
Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия
обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах,
конкурсах, соревнованиях; - вносят личный вклад в повышение
качества образования на основе совершенствования методов обучения и
воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных
технологий и активно распространяют собственный опыт в области
повышения качества образования и воспитания.