Понедельник, 15.04.2024, 12:03
МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК (12+)
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Программы и планирование [17]
Организационные материалы [9]
А время идёт ...
Установи часы правильно

Скорей бы выходной
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 3343
Орфография
Система Orphus
География гостей
Главная » Файлы » Нормативные документы » Программы и планирование

Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность
10.12.2010, 22:36
МОУ «Медведицкая СОШ»
Волгоградская область
Жирновский район
Учитель технологии
Литвиненко Лариса Борисовна

Тема: Формирование учебно — познавательной
компетентности учащихся через проектную
деятельность.
Учебно — исследовательская деятельность является одной из форм креативно — преобразовательной деятельности, способствующей наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Такая форма учебной деятельности всегда интересна, так как открывает возможности для усвоения «знаний в сочетании с практическим ознакомлением учащихся с соответствующими жизненными, природными, техническими и прочими явлениями и предметами, то есть реализуется принцип связи теории с практикой».
Учебно — исследовательская деятельность предоставляет возможность реализации в деятельности таких компетенций, как учебно -познавательной ( видение и постановка проблемы, определение целей исследования и формулировка задач исследования, умение формулировать гипотизу, умение планировать экспериментальную часть и свою работу по выполнению эксперимента ).
Во время работы над выбранной темой учащиеся реализуют информационную компетенцию ( (поиск, анализ, преобразование, отбор, сохранение и передача информации); коммуникативную (совершенствуются навыки взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, осознание своей социальной роли в коллективе); социально-трудовую (в процессе работы учащиеся приобрели определенные навыки социальной активности при выполнении экспериментальной части).
Очень значимая ценностно — смысловая компетенция. Она связана с «ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и проступков, принимать решения» .
А.Экзюпери отмечал, что «слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться». Мне , часто приходилось наблюдать за детьми в то время, когда вручали награды группе учащихся за победы на районных и областных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах. Я невольно смотрела на других детей, которым по известным нам , педагогам, причинам никогда не вручат подобные грамоты. Что должен ощущать, обычный такой «среднестатистический» ребенок?
Каждодневный стресс за свою никчемность, ненужность, планомерное вхождение в группу «неполноценных». А если взять группу детей, которые имеют физические недостатки, проблемы с речью?..
Началась целенаправленная работа по включению в исследовательскую и проектную деятельность и учащихся, имеющих невысокие интеллектуальные учебные возможности. Это особая группа учащихся. Идет речь о практической одаренности, которая в последние годы особенно выделилась. Такой ребенок вполне может иметь репутацию весьма среднего ученика. Основой его способностью может считаться знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать это знание. Он вырабатывает способы компенсации своих слабостей, обращаясь во внешний мир - привлекает, например, других людей, чтобы выполнить то, что сам не может. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта.
Процесс реализации ученической исследовательской работы в школе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый из которых выполняет определеную функцию.
1 этап. Выявление учащихся, желающих заниматься исследовательской работой в интересующей их области . Выбор тем, определение проблем, постановка задач; определение научных консультантов.
2 этап. Индивидуальная работа педагогов с учащимися — исследователями (уровень сотрудничества). Сбор материала, работы в архивах, музееях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научных руководителей.
3 этап. Оформление учащимися выполненных исследований. Работают на компьютерах в кабинете информатики школы; рецензии научных руководителей.
4 этап. Итог исследовательской работы — презентации в школе.
5 этап. Районный конкурс исследовательских работ старшеклассников: олимпиады, конкурсы «Юнный кулинар», «Рукодельница», фестиваль «Особенности национальной кухни».
Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Когда результат этой деятельности — найденый способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Основные требования, предъявляемые к учебным проектам:
1.Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, иследовательского поиска её решения(например, исследование забытых народных промыслов, исторических архитектурных памятников культуры, техники и предметов быта и т.п)
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнерами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий и т.п.)
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
выдвижение гипотез, их решение;
обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.)
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Особенность состоит в следующем: на уроке технологии изготавливают то или иное изделие как проект, на другом — осуществляют его защиту.
Технологическое творчество доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого важно показать практическую значимость для труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям.
Формирование творческой личности является целевой направленностью уроков поектного творчества. При соблюдении всех условий проектной технологии и правильном педагогическом подходе освоение современных поисковых методик оказывает развивающее влияние на учащегося, поскольку способствует изменению субъективного восприятия технических объектов и технологий, помогает преодолевать инертность мышления, совершенствует навыки концентрации внимания, способствует становлению таких качеств личности, как решаемость и воля при постановке и достижении целей и внедрении собственных инноваций в практику.

Категория: Программы и планирование | Добавил: lora1234567890
Просмотров: 1954 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:12:03

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Погода
Облако тегов
Здесь есть всё!
Отправка SMS беспл
Перевести страницу
Перевести эту страницу
Кто на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Уголок релаксации
Включите звук

Программа TV
РИА РБК
Напиши админу

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz