Министерство образования РФ Комитет по образованию Администрации Жирновского района Волгоградской области МОУ «Медведицкая СОШ» Утверждаю Директор МОУ МСОШ Гостева Т. В. ___________ Программа дополнительного образования «Здоровое питание» (Для детей 12 – 13 лет) Срок реализации – 1 год Автор: Литвиненко Л.Б. учитель технологии 2 – ой категории с.Медведица 2006 г. Пояснительная записка Здоровье это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье» Важнейшим элементом здорового образа жизни является рациональное питание. С интенсивностью жизни, работоспособностью человека, устойчивостью организма к внешней среде и к инфекционным заболеваниям Прямо связано питание. Доказана его связь с настроением человека. Правильное питание снижает усталость, улучшает самочувствие, уменьшает раздражительность и возбужденность. Данная программа направлена на развитие компетентности учащихся в полноценном питании, сохранении работоспособности, постоянно находиться в отличной форме, быть здоровым человеком. Программа также поможет в приобщении учащихся к здоровому образу жизни. Актуальность программы обусловлена формированием у учащихся основ здорового образа жизни, необходимостью понимания проблем рационального питания в сохранении физического и психического здоровья, расширение кругозора в вопросах питания. В настоящее время появляется очень много теорий о пользе сыроедения, раздельного питания, голодания, вегетарианства, о пользе потребления грецких орехов, воды перед обедом. Сейчас насчитывается несколько десятков таких теорий, причём в большинстве случаев они противоречивы. Поэтому данная программа поможет предостеречь учащихся от некритического отношения к многочисленным модным «теориям» питания, Показать учащимся, что характер питания зависит не только от возраста, пола, трудовой деятельности, климатических условий, состояния здоровья, Сколько от традиций, уровня развития науки и культуры, степени обеспеченности и доступного уровня питания. Для поддержания хорошего здоровья пищевой рацион каждого человека должен быть ограниченным по объёму и полноценным по набору продуктов. Рекомендации по рациональному питанию очень индивидуальны, Но существуют принципы, придерживаться которых должны все. Прежде всего, строгое соблюдение ритма приёма пищи. Ритмично в человеке всё: работа внутренних органов, клеток, тканей, частота дыхания, пульсация сердца. Доказано, что нормальная желудочная секреция может поддерживаться только при наличии чётко установленных промежутков между приёмами пищи. Новизна программы определяется её культурологической направленностью, построением и является дополнительным средством решения задач образовательного и оздоровительного характера. Курс программы состоит из шести разделов: 1.Основы рационального питания. 2.Что надо знать о пищеварении. 3.Последствия чрезмерного или неправильного питания. 4.Основные пищевые вещества. 5.Пищевые ценности продуктов питания. 6.Основы домашнего приготовления пищи. В первом разделе «Основы рационального питания рассказывается о принципах рационального питания, балансе энергии, о потребности в основных пищевых веществах, режиме приема пищи. Углубляется понятие калорийности, энергетическая ценность. Зная химический состав пищи подсчитывается сколько энергетического продукта человек получает в сутки. Узнают о расходе энергии на мышечную деятельность. Во втором разделе «Что надо знать о пищеварении» рассматривается вопрос, связанный с физиологией, биохимией пищеварения. В третьем разделе « Последствия чрезмерного или неправильного питания» обсуждаются проблемы ожирения (что такое ожирение, как оно происходит, каковы последствия и как с этим бороться.) Учащиеся узнают о болезнях вызываемые избыточностью и недостаточностью питания. Рассматривается вопрос о голодании. Полезно ли оно? В этом разделе говорится о новых методах питания, о пользе и вреде. Ребята учатся составлять рациональное меню. В четвёртом разделе «Основные пищевые вещества» рассматривается вопрос о группах пищевых веществ, о многообразии веществ, встречающихся в пищевых продуктах. О значении белков, витаминов и минеральных веществ в организме человека. В пятом разделе «Пищевая ценность продуктов питания» говорится, что одним из важнейших принципов рационального питания является разнообразие пищевых продуктов в рационе, даётся краткое описание основных продуктов питания. Учатся вводить в рацион питания необходимые пищевые вещества, составлять работать с кулинарными рецептами. В шестом разделе «Основы домашнего приготовления пищи» рассматривается вопрос об основных способах и правилах приготовления пищи, хранении пищевых продуктов, составлении меню, сервировке стола в домашних условиях. Педагогическая целесообразность программы «Здоровое питание - здоровое поколение» обусловлено потребностью учащихся в расширении и углублении знаний о здоровом питании. Цель программы показать учащимся значение питания в жизнедеятельности человека. Влияние характера питания на рост, физическое и нервно – психическое развитие человека в детском и подростковом возрасте. Задачи: 1.Сформировать у учащихся представление о здоровом образе жизни. 2.Сформировать у учащихся представление о культуре, характере питания людей. 3.Познакомить учащихся с основами рационального питания. 4.Развивать навыки, умения применять полученные знания на практике, в Жизни, придерживаясь сбалансированного, рационального питания в составлении меню. 5.Познакомить учащихся с разнообразием современной кухни и народным питанием. 6.Воспитывать у учащихся культуру поведения за столом, эстетический вкус, бережное отношение к продуктам питания, аккуратность и опрятность в работе. Отличительной особенностью данной программы является, то, что расширяется курс занятий о здоровом, рациональном питании. В ненавязчивой форме учащиеся учатся составлять сбалансированное питание, меню. Определять пищевую ценность продуктов и приготавливать пищу в домашних условиях. Данная программа смоделирована с основной И.М.Скурихин, В.А. Шатерников «Как правильно питаться» Программа рассчитана на детей ( 12 – 13 лет) Срок реализации – 1 год. Содержание реализуется через: * беседы *диспуты *дискуссии * конференции *лекции * практические занятия * круглые столы Занятия проводятся 1 раз в неделю после уроков. После овладения данной программой учащиеся должны знать: * основы здорового образа жизни; * основы рационального питания; * последствия чрезмерного или неправильного питания; * понятие основных пищевых веществ; * пищевую ценность продуктов; *основу домашнего приготовления пищи; * технологию домашнего приготовления. Уметь: * правильно составлять меню; * применять основные пищевые вещества для сбалансированного питания; * рассчитывать пищевую ценность продуктов; * уметь приготавливать пищу в домашних условиях; *рассчитывать энергетическую ценность продуктов. Основной формой подведения итогов реализации данной программы является конференция « Без особого труда, но не детская еда», в которой освещаются следующие вопросы: * рацион питания; * жевательные резинки; * газированные напитки; * каши, бульоны, супы быстрого приготовления; * чипсы, сухарики; * вредность продуктов быстрого приготовления; * проблема ожирения. Учебно – тематическое планирование. № п/п Раздел, тема Теория Практика Кол-во часов I 1 2-3 4 II 5-6 7 8 III 9-10 11-12 13 14 15 IV 16-17 18-19 20 21 V 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. VI 29 30 31 32 33 34 Основы рационального питания Первый принцип рационального питания – баланс энергии. Второй принцип рационального питания – удовлетворение потребности в основных пищевых веществах. Третий принцип рационального питания- режим приёма пищи. Что надо знать о пищеварении С чего начинается пищеварение. Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике. Пищевая аллергия. Последствия чрезмерного или неправильного питания. Что такое ожирение. Как происходит ожирение. Каковы последствия ожирения. Как бороться с ожирением. А полезно ли голодание? Существуют ли новые методы питания? Составление меню. Основные пищевые вещества. Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества. Практическое занятие. Пищевая ценность продуктов питания. Хлеб и крупы. Молочные продукты. Мясо и мясные продукты. Птица и яйца. Рыба. Овощи и картофель. Фрукты и ягоды. Жиры и масла. Кондитерские изделия. Напитки. Вода. Практическое занятие. Основы домашнего приготовления пищи. Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке продуктов. Технология домашнего приготовления пищи. Правила составления меню. Эстетика питания. Вредность продуктов быстрого приготовления Конференция «Без особого труда, но не детская еда» 0,5 1 0,5 1 0,5 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 1 0,5 1 1 1 1 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4 1 2 1 4 2 1 1 7 2 2 1 1 1 6 2 2 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 Содержание изучаемого курса. Раздел 1 Основы рационального питания. Занятие 1 Первый принцип рационального питания – баланс энергии. Необходимость рационального питания. Баланс питания. Калорийность. Энергетическая ценность. Избыточное употребление калорийной пищи. Обмен веществ. Расход энергии на мышечную деятельность. Занятие 2, 3 Второй принцип рационального питания – удовлетворение потребности в основных пищевых веществах. Основные пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества). Оптимальное соотношение основных веществ в рационе. Потребность в пищевых веществах в различные периоды жизни. Суточная потребность детей и подростков в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергии. Занятие 4. Третий принцип рационального питания – режим приёма пищи. Режим приёма пищи. Что такое аппетит. Основа режима питания (регулярность, дробность питания в течении суток, рациональное питание, количество пищи). Раздел 2 Что надо знать о пищеварении. Занятие № 5,6 Физиология и биохимия пищеварения. Физические изменения пищи. Пищеварительные ферменты. Химическая переработка пищи. Пищеварительный тракт. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Занятие 7 Поджелудочный сок. Реакция желчи. Кишечный сок. Передвижение пищевого комка. Толстая кишка. Роль слепой кишки. Занятие 8 Пищевая аллергия. Расщепление белков. Иммунная защита организма. Болезненные реакции. Аллергены и антигены. Профилактика и лечение пищевой аллергии. Раздел №3 Последствия чрезмерного или неправильного питания. Занятие 9, 10 Неправильное питание. Ожирение. Отклонения от нормальной массы тела. Как происходит ожирение. Избыток пищевых веществ. Жировые ткани. Занятие 11, 12 Медицинская статистика. Болезни. Зарядка. Лечебная физкультура. Самолечение. Занятие 13 Длительное голодание. Шлаки. Обмен веществ. Психологическое Действие. Лечебное питание. Занятие 14 Вегетарианство. Сыроедение. Теория о «живой энергии». Теория главного фактора в питании. Теория о чудодейственных продуктах питания Теория раздельного питания и несовместимости продуктов. Занятие 15 Практическая работа: «Составление меню» Раздел №4 Основные пищевые вещества. Занятие 16, 18 Белки. Недостаток белка. Избыток белка. Нормы потребления белка. Основные источники белка. Нуклеиновые кислоты. Нитраты. Животные и растительные жиры. Окисляемость жиров. Холестерин. Занятие 18, 19 Усвояемость углеводов. Расщепление крахмала. Избыток углеводов. Фруктоза. Целлюлоза. Водорастворимые витамины. Аскорбиновая кислота. Жирорасворимые витамины. Взаимозависимость витаминов, гиповитаминоз и авитоминоз. Занятие 20 Минеральные вещества. Макроэлементы (кальций, фосфор, магний, натрий, калий, хлор, сера) Микроэлементы (железо, цинк, йод, фтор) Занятие 21 Практическая работа: «Расходы на питание» Раздел №5 Занятие 22 Хлеб. Основной химический компонент. Клетчатка и гемицеллюлоза. Крупы. Отвары. Молоко. Творог. Сыры. Кисломолочные продукты. Занятие 23 Мясо. Пищевая ценность. Жирность мяса. Мясные продукты. Кулинарная обработка. Мясные бульоны. Куры, утки, гуси, индейки) Куриный бульон. Куриные яйца. Занятие 24 Рыба. Жирность рыбы. Витаминный состав рыбы. Минеральный состав рыбы. Пищевая ценность. Соленая и копчёная рыба. Занятие 25 Овощи: картофель, капуста, морковь, помидоры, огурцы, лук, листовые овощи, свекла. Фрукты и ягоды. Пищевая ценность. Сухофрукты. Грибы. Занятие 26 Липидный состав жиров и масел. Растительные и животные жиры. Пищевая ценность. Избыток животных и недостаток растительных жиров. Сладости: плиточный шоколад, печенье, торты, пирожные, конфеты. Лечебные свойства мёда. Занятие 27 Минеральная вода. Фруктовые газированные напитки. Чай, кофе. Водопроводная вода. Занятие 28 Практическое занятие. Раздел № 6 Основы домашнего приготовления пищи. Занятие 29 Тепловая обработка. Потери пищевых веществ при тепловой обработке продуктов. Занятие 30 Варка. Жарение. Тушение и запекание. Приготовление в фольге и скороварке Особенности приготовления диетических блюд. Занятие 31 Питание (умеренное, разнообразное, трёх – четырёхразовое). Завтрак. Обед. Ужин. Суточный набор продуктов. Занятие 32 Сервировка. Праздничный стол. Организация еды в семье. Занятие 33 Проблема ожирения. Вредные для здоровья компоненты, которые содержатся в картофеле фри. Вред, причиняемый избытком холестерина. Занятие 34 Конференция: «Без особого труда, но не детская еда. Жевательные резинки. Газированные напитки. Каши, бульоны, супы быстрого приготовления. Лапша быстрого приготовления. Картофельное пюре. Картофельные чипсы и сухарики. Майонез. Сардельки и сосиски. Учебно – методическое сопровождение Раздел 1 Основы рационального питания. Цель: Сформировать у учащихся понятие об основах рационального питания. Задачи: 1.Ввести понятие 1,2,3 принципа рационального питания. 2.Развивать у учащихся умение рассчитывать суточную потребность. 3.Воспитывать эстетику, культуру поведения во время приёма пищи. Занятие 1 Тема: Первый принцип рационального питания – баланс энергии. Ход занятия I. Вступительное слово учителя о необходимости использования рационального питания для организма человека. II. Беседа по теме: «Первый принцип рационального питания – баланс энергии» III. Работа по таблицам. Таблица 1 «Калорийность» Таблица 2 IV. «Расход энергии при разнообразной физической активности» 1.Основной обмен. 2.Специфическое динамическое действие пищи. 3.Расход энергии на мышечную деятельность. V. Анализ занятия. Занятие 2,3 Тема: Второй принцип рационального питания – удовлетворение потребности в основных пищевых веществах. Ход занятия. I. Орг. момент. II. Беседа по теме: «Второй принцип рационального питания – удовлетворение в потребности в основных пищевых веществах. III. Работа по таблицам. Таблица № 3 «Суточная потребность детей и подростков в белках, жирах, углеводах и энергии» Таблица № 4 «Суточная потребность детей и подростков в витаминах» Таблица № 5 «Суточная потребность детей и подростков в минеральных веществах» IV. 1.Оптимальное соотношение белковых компонентов в рационе. 2.Оптимальное соотношение жировых компонентов в рационе. 3.Оптимальная потребность в углеводах. 4. Оптимальная потребность в пищевых волокнах. 5. Потребность в витаминах. 6. Потребность в минеральных веществах. 7.Потребность в пищевых веществах в различные периоды жизни. 8. Разнообразие пищи – залог здоровья. V. Итог занятия. Занятие 4 Тема: «Третий принцип рационального питания – режим приёма пищи» Ход занятия. I. Орг.момент II. Беседа по теме: «Третий принцип рационального питания – режим приёма пищи» 1.Чувство голода. 2.Повышенный аппетит. 3.Еда с аппетитом – это удовольствие. 4.Правильный режим. III. Cоставление меню. «Правильный режим питания» IV. Анализ занятия. Раздел 2 «Что надо знать о пищеварении» Цель: Расширять у учащихся представления о физиологии и биохимии пищеварения. Задачи: 1. Сформировать у учащихся представление о сложной пищеварительной системе человека и основах пищеварения, показать влияние химического состава пищи на здоровье человека. 2. Развивать у учащихся умение применять теоретический материал на практике. 3. Воспитывать у учащихся эстетику и культуру поведения. Занятие 5, 6 Тема: «С чего начинается пищеварение. Пищеварение в желудке» Ход занятия I. Вступительное слово учителя о физических и химических изменениях пищи. II. Беседа по теме: «С чего начинается пищеварение. Пищеварение в желудке» III. Работа по таблице № 6 «Пищеварительная система человека» IV. 1. Физические изменения пищи. 2. Пищеварительные ферменты. 3. Пищеварительный тракт. 4. С чего начинается пищеварение. 5.Пищеварение в желудке. 6. Желудочный сок. V. Анализ занятия. Занятие 7 Тема: « Пищеварение в кишечнике» Ход занятия I. Орг. момент. II. Беседа по теме: «Пищеварение в кишечнике» III. 1. Поджелудочный сок. 2.Секреция поджелудочного сока. 3.Реакция желчи. 4.Кишечный сок. 5.Толстая кишка 6.Роль слепой кишки. 7.Растройство пищеварительной деятельности. IV. Итог занятия. Занятие 8 Тема: «Пищевая аллергия» Ход занятия. I. Орг. момент II. Беседа учителя по теме: 1.Как возникает пищевая аллергия? 2.Что такое аллергия? 3.Чем может быть вызвана пищевая аллергия? 4.Профилактика и лечение пищевой аллергии. 5.У кого чаще встречается пищевая аллергия? 6.Причины. III. Итог занятия. Раздел 3 «Последствия чрезмерного или неправильного питания» Цель: Познакомить учащихся с последствиями чрезмерного и Неправильного питания. Задачи: 1.Познакомить учащихся с последствиями нарушения рационального питания: ожирение, истощение методами питания. Познакомить учащихся с современными методами питания. 2.Развивать у учащихся умение анализировать, делать выводы. Применять теории питаня и правильно делать выбор. 3.Воспитывать силу воли, настойчивость, упорство, умение отстаивать свою точку зрения. Занятие 9, 10 Тема: Что такое ожирение. Как происходит ожирение. Ход занятия. I. Вступительное слово учителя о неправильном питании. II. Беседа по теме. III. 1.Работа с таблицей, основанной на опытах статистических данных. 2.О способах расчёта нормальной массы тела. 3.О избытке лишнего веса. 4.Нарушение гормонального статуса. IV.Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Занятие 11,12 Тема: Каковы последствия ожирения. Как бороться с ожирением. Ход занятия. I. Орг. момент II. Беседа по теме: 1.Что показывает медицинская статистика? 2.Ожирение серьёзная и сложная болезнь. 3. На что влияет ожирение 4.Чем сопровождается ожирение. 5.Важно ли следить за режимом питания? 6.Лечебная физкультура, аэробика, утренняя зарядка. 7.Лёгкий физический труд. III. Итог занятия Занятие 13 Тема: А полезно ли голодание? Ход занятия. I. Орг. момент II. Беседа по теме: 1.Какие запасы быстрее всего исчерпываются в процессе голодания? 2.В течении какого времени человек может голодать?(полное голодание) 3.К чему может привести самостоятельное голодание. III. Итог занятия. Занятие 14 Тема: Существуют ли новые методы питания? Ход занятия. I.Орг. момент II.Сообщения учащихся ( из истории питания) III.Беседа по теме. 1.Вегетарианство. 2.Сыроедение. 3.Теория о «живой энергии» 4.Очковая диета. 5.Теория главного фактора в питании. 6.Теория о чудодейственных продуктах питания. 7.Теория раздельного питания и несовместимости продуктов. IV. Анализ занятия. Занятие 15 Тема: Составление меню. I. Орг. момент. II. Практическая работа. 1.Изучите предложенные таблицы. 2.Составьте меню завтрака, обеда, полдника, ужина, исходя из четырёхразового приёма пищи. 3.Подсчитайте калорийность и питательную ценность обеда, полдника, Завтрака, ужина. Проверьте, соответствует ли она рекомендуемым величинам, пользуясь при этом таблицами, данными учителем. 4.Подсчитайте стоимость завтрака, обеда, полдника, ужина на день, пользуясь таблицей, данной учителем. III. Анализ занятия. Раздел 4 «Основные пищевые вещества» Цель: Познакомить учащихся с основными пищевыми веществами: белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными веществами, их свойствами и ролью в питании человека. Задачи: 1. Сформировать у учащихся представление об основных пищевых веществах, нормами их потребления человеком, усвояемостью организмом и суточной потребностью организма. 2. Познакомить учащихся с отрицательным влиянием избытка пищевых веществ на организм и их значением в процессах жизнедеятельности человека. 3. Развивать умение использовать в рационе необходимое количество основных пищевых веществ. 4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к своему организму и желание использовать в рационе разнообразие пищевых продуктов. Занятие 16, 17 Тема: Белки. Жиры. Ход занятия. I. Вступительное слово учителя. II. Беседа по теме. 1.Недостаток белка. 2.Отрицательное влияние избытка белка в питании. 3. Нормы потребления белка. 4. Основные источники белка. 5. Нуклеиновые кислоты. 6. Нитраты. 7. Животные и растительные жиры. 8. Холестерин. 9. Тепловая обработка пищевых продуктов. III. Практическая работа. IV. Анализ занятия. Занятие 18, 19 Тема: Углеводы. Витамины. Ход занятия. I. Орг. момент. II. Беседа по теме. 1. Усвояемость углеводов. 2. Что такое сахароза? Её значение в питании. 3. Избыток углеводов в питании. 4. Фруктоза, лактоза, целлюлоза. 5. Органические кислоты. 6. Водорастворимые витамины. 7. Гиповитаминоз и авитаминоз. III. Практическая работа. IV. Анализ занятия. Занятие 20 Тема: Минеральные вещества. Ход занятия I. Орг. момент II. Беседа по теме «Минеральные вещества» III. Работа по таблице. 1. Таблица №7 «Примерное содержание минеральных веществ в основных продуктах питания.» 2. Макроэлементы. 3. Микроэлементы. IV. Практическая работа. V. Анализ занятия. Занятие 21 Тема: Расходы на питание. Ход занятия. I. Орг. момент II. Беседа по теме. III. Практическая работа. 1. Изучите предложенные таблицы. 2. Оцените стоимость питания учащегося за неделю. IV. Анализ занятия. Раздел 5 « Пищевая ценность продуктов питания» Цель: сформировать у учащихся представление об основных группах продуктов питания: хлеб и крупы; молочные продукты; мясо и мясные продукты; птица и яйца; рыба; овощи и картофель; фрукты и ягоды; жиры и масла; кондитерские изделия; напитки; вода. Задачи: 1.Ввести понятие о пищевой ценности продуктов питания: хлеба, каш, молочных продуктов, мясных продуктов, готовых блюд из птицы и яиц, бульонов и супов быстрого приготовления, рыбы, сырых овощей и блюд из картофеля, свежих фруктов и ягод, напитков. 2.Развивать кругозор о разнообразии пищевых продуктов, их видов, о вреде и пользе продуктов питания. 3.Прививать эстетику и гигиену питания. Занятие 22 Тема: Хлеб и крупы. Молочные продукты. Ход занятия I. Введение в тему. II.Беседа по теме: «Хлеб и крупы» 1.Основной химический компонент хлеба. 2.Клетчатка и гемицеллюлоза. 3.Какие каши самые полезные. Ш.Работа по таблицам Таблица № 7 «Углеводный состав хлеба» Таблица № 8 «Пищевая ценность хлеба» Таблица № 9 «Пищевая ценность каш» Таблица № 10 «Пищевая ценность молочных продуктов» IV.Беседа по теме: «Молочные продукты» 1.Молоко 2.Сыры. 3.Творог 4.Кисломолочные продукты V. Практическая работа. VI.Анализ занятия. Занятие 23 Тема: Мясо и мясные продукты. Птица и яйца. Ход занятия I.Орг. момент. II.Беседа по теме. III.Работа по таблицам. Таблица № 11 «Пищевая ценность мясных продуктов» Таблица № 12 «Пищевая ценность бульонов и супов» Таблица № 13 «Пищевая ценность готовых блюд из птицы и яиц» IV.Практическая работа. V. Анализ занятия. Занятие 24. Тема: Рыба Ход занятия I.Орг.момент II.Беседа по теме: « Рыба» 1. Витаминный состав рыбы. 2. Минеральный состав рыбы 3. Пищевая ценность. 4. Солёная и копченая рыба. 5. Рыба полезна всем. III. Творческое задание.(Оформить кулинарный рецепт) IV. Итог занятия. Занятие 25 Тема: Овощи и картофель. Фрукты и ягоды. Ход занятия. I. Орг. момент II. Сообщение учащихся (история происхождения овощей) III. Рассказ учителя о пищевой ценности овощей. IV. Работа по таблицам. Таблица № 15 «Пищевая ценность сырых овощей» Таблица № 16 «Пищевая ценность блюд из овощей и картофеля» Таблица № 17 «Пищевая ценность свежих фруктов и ягод» Таблица №18 «Пищевая ценность изделий из плодов и ягод» V. Практическая работа. VI. Итог занятий. Занятие 26 Тема: Жиры и масла. Кондитерские изделия. Ход занятия I.Орг. момент II.Беседа по теме. III.Работа по таблицам Таблица №19 «Липидный состав жиров и масел» Таблица №20 «Пищевая ценность продукта»(жиров и масел) Таблица № 21 «Пищевая ценность продукта»(кондитерские изделия) IV.Советы. V. Анализ занятия. Занятие 27 Тема: Напитки. Вода. Ход занятия I.Орг. момент II.Беседа по теме. 1.Минеральная вода. 2.Фруктовые газированные напитки. 3.Чай, кофе. 4.Водопроводная вода. III. Работа по таблицам. Таблица № 22 «Пищевая ценность напитков» IV.Практическая работа. V. Итог занятия. Занятие 28 Тема: Практическое занятие. Раздел 6 « Основы домашнего приготовления пищи» Цель: сформировать умение правильно приготавливать пищу, сохранять её здоровой и вкусной; правильно составлять домашнее меню и как правильно подавать пищу на стол, чтобы она выглядела аппетитной и красивой. Задачи: 1.Ознакомление с основными способами и правилами приготовления пищи. 2.Ознакомление с правилами хранения пищевых продуктов. 3.Развивать умение правильно и вкусно готовить. 4.Прививать эстетику питания. Занятие 29 Тема. Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке продуктов. Ход занятия I.Орг. момент II.Беседа. Различие, происходящие при тепловой обработке растительных и животных продуктов ( при варке, при жарении) III.Работа по таблицам. Таблица № 23 «Потери пищевых веществ при тепловой кулинарной обработке продукта» IV.Анализ занятия. Занятие 30 Тема: Технология домашнего приготовления пищи. Ход занятия. I.Орг. момент II.Беседа по теме. 1.Варка, жарение, тушение и запекание. 2.Приготовление в фольге и скороварке. 3.Особенности приготовления диетических блюд. 4.Гигиена приготовления и хранение пищевых продуктов. 5.Гигиена на кухне. 6.Правила домашнего консервирования. III.Практическая работа. IV. Анализ занятия. Занятие 31 Тема. Правила составления меню. Ход занятия I. Орг. момент II. Повторение основных принципов рационального питания. (умеренное, разнообразное, трёх-четырёхразовое) III.Беседа по теме IV. Анализ занятия Занятие 32 Тема: Эстетика питания. Ход занятия I. Орг. момент II. Беседа по теме. Эстетика питания. 1. Сервировка. 2. Праздничный стол. 3. Организация еды в семье. III.Практическая работа IV. Анализ занятия. Занятие 33 Тема: Вредность продуктов быстрого приготовления. Ход занятия I. Орг. момент II.Беседа по теме 1.Проблема ожирения 2.Вредные для здоровья компоненты. 3.Вред, причиняемый избытком холестерина. III. Анализ занятия. Занятие 33 Конференция: «Без особого труда, но не детская еда» Список литературы Для руководителей: 1.Скурихин И.М., Шатерников В.А.Как правильно питаться. М.,1986г. 2.Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. М., 1990г. 3. Поскрёбышева Г.И. Энциклопедия домашней кухни. М., 2003 4.Смирнова И.Н. Большая энциклопедии выпечки. М., ЭКСМО., 2004г. Для детей: 1.Гергова А. Я познаю мир. Кухни народов мира. М., 1999г. 2.Мазина Н.П. Хозяюшка. Элиста, 1992г. 3.Величко Е.М. Русская народная кухня, М., «Колос»,1992г. |