Понедельник, 06.05.2024, 13:16
МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК (12+)
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Художники России [53]
Художники Европы [43]
А время идёт ...
Установи часы правильно

Скорей бы выходной
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2632
Орфография
Система Orphus
География гостей
Главная » Статьи » Рассказы о шедеврах » Художники Европы

Рафаэль. Преображение
 (699x469, 115Kb)
Известно больше иконописных, нежели живописных примеров Преображения. Причина, возможно, отчасти в том, что чудесную сцену явленного ученикам Божественного света; более того, момент, когда воочию можно увидеть объединение Божественной и человеческой природы Христа, - более адекватно передавал именно условный язык иконы.

Рафаэль,один из трех великих художников Высокого Возрождения, он не отличался ни трагизмом Микеланджело, ни многочисленными увлеченными научными изысканиями Леонардо, - его искусство было мягким и приятным для глаз, оно искало гармоничный идеал человека. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо.

Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Шумно потому, что многолюдно. Потому, что вся эта публика - апостолы, Моисей и Илия по сторонам от Христа, просящий излечить бесноватого сына отец и просто свидетели чуда - активно жестикулируют, удивляются и восклицают.

Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Он - что соответствует скорее Вознесению - воспарил над землей.
 (464x700, 62Kb)
Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. Во-вторых, божественная природа Христа дополнительно акцентируется четким разделением на горний и дольний, небесный и земной миры. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы.

Наконец, еще одна деталь. Говорят, что в облике Христа угадываются черты самого Рафаэля. Говорят также, что гении чувствуют приближение смерти. А еще, что эта (еще незаконченная) картина стояла у гроба художника. Получается, что живописец не только попытался символически объединить воедино два чуда христианской истории, но и в определенном смысле предсказал собственную кончину и вознесение на небеса в таком претенциозном духе, сравнив себя с Христом.
 (578x699, 140Kb)
Рафаэль - ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. Его прижизненная слава, да и прошедшее с тех пор время показали, что ставка была сделана правильно. Эпоха Ренессанса, одним из столпов которой он был, возродила не только интерес к человеку, поставив его в центре вселенной, но и принялась за активное развитие всех сфер его жизни. И театра далеко не в последнюю очередь. Каждое время и каждый человек расскажут вам историю со своими, самыми важными для него, акцентами. Описанное евангелистами Матфеем, Марком и Лукой чудо Преображения Христа, повергшего ниц изумленных учеников, явившего в лучах высшего света свою Божественную природу Петру, Иакову и Иоанну, т.е. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности.

А можно к этому событию подойти со стороны его воздействия на человека, подробно разглядеть, кто как реагирует на небывалое - это случай Рафаэля и его мастерской. Для них важно повествование - недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. 9:37). И здесь - не что иное как желание насытить историю подробностями, т.е. придать ей еще большей убедительности.

В одном случае получается молчаливый образ для поклонения, в другом - шумное, почти театральное по своей патетике произведение, хотя и заказанное для церкви...
Категория: Художники Европы | Добавил: ИрЮр (21.10.2010)
Просмотров: 1698 | Теги: рафаэль, преображение, картина, художник | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:13:16

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Погода
Облако тегов
Здесь есть всё!
Отправка SMS беспл
Перевести страницу
Перевести эту страницу
Кто на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Уголок релаксации
Включите звук

Программа TV
РИА РБК
Напиши админу

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz