Пятница, 29.03.2024, 14:41
МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК (12+)
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Изобразительное искусство 5 класс [24]
Изобразительное искусство 6 класс [32]
Изобразительное искусство 7 класс [0]
Изобразительное искусство 8 класс [0]
А время идёт ...
Установи часы правильно

Скорей бы выходной
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 3343
Орфография
Система Orphus
География гостей
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Изобразительное искусство 5 класс

§27. Художественная культура и искусство Древней Руси, Архитектура Киевской Руси. Мозаика.

§27.  Художественная культура и искусство Древней Руси. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.

Искусство Киевской Руси

Храм Св. Софии в Киеве

         Истоки русского искусства теряются в истории восточного славянского народа "антов", который еще в 6 веке образовывал первые большие союзы в Поднепровье и совершал набеги на Византию. В 9 веке местные княжения восточных славян объединились в Киевское государство Рюриковичей - Киевскую Русь. Киевская Русь быстро выдвинулась в ряд передовых стран средневекового мира. Время княжения Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого осталось в народной памяти, в былинном эпосе как время процветания и славы русской земли, оберегаемой богатырями - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем. Князь Ярослав, при котором Киевское государство достигло зенита, был действительно мудрым государственным деятелем. Киевская Русь широко сообщалась с другими государствами - наиболее тесно с Византией и Скандинавией, а также с Францией, Англией, Германией. Взаимоотношения закреплялись браками многочисленных детей Ярослава с представителями иноземных королевских фамилий.

       Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X - первой половине XI века, когда Киевская держава приобрела огромный политический вес. Киев, столицу древнерусского государства, современники называли соперником Константинополя, настолько он поражал своей красотой. В это время Киевская Русь при князе Владимире переняла из Византии христианскую веру (988г.), а вместе с нею и умение строить церкви и писать священные картины-иконы. В своем творчестве они учитывали традиции местного, славянского искусства, особенно традиции замечательного деревянного зодчества. Яркой его приметой были луковичные купола (главы), многоглавость церквей. В начале все сооружения строились из дерева. Для князей - богатые, длинные , в виде бараков - "хоромы". Для более простого люда строились избы. Каменное строительство началось уже при князе Владимире, однако до нас эти постройки не дошли. Так, была построена Десятинная церковь с двадцатью пятью главами, не сохранившаяся до наших дней.

Принятие христианства в 988 году способствовало начавшемуся широкому строительству во многом определившем развитие архитектуры и других видов искусства на Русь. Из Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, секретам фрески и иконописи. Византийская художественная система легла на яркую и богатую культурную традицию языческой Руси. Достижения дохристианского периода позволили русским мастерам в удивительно короткий срок освоить совершенно новые для них жанры. Влияние народного языческого начала обусловило и отличия учеников от своих наставников. Отличительной характеристикой русского зодчества стал его больший, по сравнению с византийским, демократизм. Древнерусское искусство было гораздо радостнее, красочнее и звонче. В нем нет византийской строгости и суровости. На Руси христианство воспринималось более эмоционально и жизнерадостно. Каменное зодчество на Руси испытало определенное влияние византийской архитектуры. В нем утвердился крестово-купольный храм.

Архитектура – квинтэссенция средневековых представлений о мире и человеке. Храм – символ географического и духовного единства русской земли. Храмы – «маяки», организующие духовную жизнь русского человека. Символика храмовой архитектуры – идея иерархического строения мира. Антропоморфизм древнерусской архитектуры – единение Бога и человека. Софийские храмы Киева и Новгорода – символы единства и многополярности Древней Руси.

В Храме выделяются три части: алтарь, содержащий жертвенник и престол, средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом, Притвор – составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной. Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток

Алтарь – восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от средней части храма иконостасом.

Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является, с одной стороны, следование византийским традициям, с другой, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Взяв за основу крестово-купольную композицию, русские мастера, внеся в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Уже в одной из самых первых русских каменных церквей – Богородице Десятинной в Киеве – наметились такие нехарактерные для Византии черты: многокупольность (25 куполов). Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы.

      Самым древним сооружением древнерусской архитектуры, дошедшим до наших дней, является Софийский собор.

Софийский собор

Софийский собор

Софийский собор в Киеве

       Самым древним сооружением древнерусской архитектуры, дошедшим до наших дней, является Софийский собор в г. Киеве — один из выдающихся памятников древнерусского государства. Гордость Киева - Софийский собор был поставлен в 1037 г. при князе Ярославе Мудром, в память о победе над печенегами, на том месте, где Ярослав разбил вражеские войска.

      Храм Святой Софии стал главным в русской митрополии центром политической и культурной жизни, символом мощи государства Русь. Вслед за киевской Софией строятся Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Каменное строительство в XI в. велось во многих городах. Софийский собор в Киеве.

Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора (25 глав). Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

Собор был выложен из тонкого красного кирпича – плинфы, в технике с утопленным рядом (один ряд кирпича выступал из толщи стены, а другой был отодвинут в глубь кладки) с небольшими вкраплениями необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича.

Пролёты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.

Всей своей торжественной праздничностью храм выражал радость победы и стал памятником славы русского народа. Строился храм византийскими мастерами, однако, как говорилось ранее, им помогали русские зодчие, и при строительстве учитывались особенности древнерусской архитектуры. Основной массив храма, заключенный между двумя башнями, был опоясан открытыми галереями. Выложенный из кирпича, красный цвет которого чередовался с полосами розового раствора, и сиявший золотом своих 13-и куполов, храм выглядел праздничным и великолепным. Конечно, в более поздние периоды храм подвергался реставрации и изменил свой внешний вид, но не стал менее прекрасным.

        Внешней парадности Софийского собора соответствует и его внутреннее убранство. Блестящие мозаики и матовые, изысканные по цвету фрески сплошь покрывали стены. Полы были выложены из разноцветных камней. Церковная утварь из золота, серебра и самоцветов придавала собору еще большую пышность. Мозаики и фрески, выполненные византийскими мастерами с большим мастерством, выразительность лиц, фигур, строгие ритмические композиции, тонкость цветовых сочетаний до сих пор производят огромное впечатление. Поражает воображение фигура Богородицы - стоящая с воздетыми руками Оранта (молящаяся), воспринималась киевлянами как защитница города. Ее прозвали "Нерушимой стеной", - по народной легенде, до тех пор, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев. Может быть, Оранта потому так близко вошла в мир русского человека, что облик ее и сама поза - оберегающий жест поднятых рук - напоминали древнюю Берегиню славян. Фигура Оранты излучает тепло и силу, она кажется живой -будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Золотой нимб над ее головой ярко светится даже в сумеречной атмосфере собора.

         Строгие образы святых смягчаются лучезарными красками: розовые лица, русые волосы, белоснежные, с фиолетовыми тенями, ризы. В росписях в основном изображены религиозные сюжеты, но персонажи не похожи на мучеников, святых, скорее, это прекрасные юноши, молодые воины с правильными, красивыми чертами лица. Особенно запоминается Иоанн Златоуст - это почти портрет одухотворенного проповедника, у которого пламенный интеллект побеждает телесную немощь.

          Софийский собор занимал центр города и был самым грандиозным и красивым сооружением, гордостью всех киевлян.

 

Рисунок Софийского собора


 

Макет первого Софийского собора в византийском стиле



Современный Софийский собор



Внутреннее убранство Софийского собора

 

 

Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде. Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.

Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма. Круг сюжетов давал представление о христианском вероучении, наглядно выражая понимание небесной иерархии как подобия иерархии земной.

Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.



Благовещение. Фреска Софийского собора в Киеве.

      Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света; под самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор).



 

Мозаика Софийского собора. Богоматерь. 1037г.



 

Фреска Софийского собора



 

Фреска Софийского собора

Архитектура Черниговского и Рязанского княжеств.

Благодаря обширным землям Черниговского княжества, протянувшимся почти через всю территорию Руси с запада на восток и включавшим еще в XI в. даже Тмутаракань (Северный Кавказ), расширялись культурные связи черниговцев. В Чернигове ведется летописание, развиваются художественные ремесла. Чрезвычайно высока была и строительная техника черниговских каменных дел мастеров. Развитие керамики, переход на равнослойную кирпичную кладку, совершенствование строительных конструкций, применение резных каменных архитектурных деталей характеризуют черниговскую школу зодчества. С Черниговом связано новое стилевое направление, использующее в основном не живописные, а пластические формы, берущие начало от образности деталей из камня. Черниговские зодчие стремятся к более целостному, лаконичному образу здания

В конце XII в. в Чернигове, кроме княжеских и монастырских построек, строятся каменные посадские здания. Благодаря обширным землям Черниговского княжества, протянувшимся почти через всю территорию Руси с запада на восток.

Классическим образцом черниговской архитектурной школы является Борисоглебский собор, выстроенный в 1120–1123 гг. в период княжения одного из сильнейших князей – Давида Святославича.

Новый храм занял ответственное место в детинце по соседству со Спасским собором. Для княжеского собора-усыпальницы была использована шестистолпная схема с раскрытым в основное пространство нартексом. Эта схема предельно упрощена, в ней отсутствует лестничная башня и крещальня. Ход на хоры, расширенные за счет угловых ячеек, выложен в толще западной стены. Видимо, несколько позднее к Борисоглебскому храму были пристроены галерея и притворы.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове заложен черниговским князем Мстиславом Владимировичем предположительно в начале 1030-х гг. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св. Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Возможно, строители Спасо-Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Есть предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры. Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII – XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид. В 1967 году во время реставрационных работ на южном фасаде Спасского собора обнаружили граффити ХІІ – начала ХІІІ века. С 1989 года собор числится среди кандидатов на включение в список Всемирного наследия. Арочное обрамление дверных проемов заглублено тремя уступами в кладку, это подчеркивало массивность стены и создавало впечатление необычайной устойчивости храма. Входивших в храм встречали символические образы, корни которых следует искать в языческой мифологии. У западного портала был найден угловой камень. На рельефе изображена с одной стороны хищная вещая птица, а с другой – драконоподобное существо, скорее всего симаргл – мифический хранитель древа жизни. Основываясь на находках в черниговских курганах, можно предположить, что хищная птица имела тотемистическое значение для древних черниговцев. Не случайно впоследствии орел стал гербом Чернигова. На капителях полуколонн попарно расположены грозные пардусы (гепарды) в красивом рисунке растительного переплетения. Они иносказательно, в типичной для средневековья форме, говорили о силе князя, его мощи и непобедимости.

Церковь Параскевы Пятницы.

Конец ХІІ в. Чернигов. На шумном торжище, у ворот окольного града, на рубеже XIII столетия возводится необычный кирпичный храм. Эта небольшая, гордо вскинувшая высоко вверх главу церковь была посвящена Параскеве-Пятнице, которая в языческие времена почиталась как покровительница земледелия, плодородия, здоровья.

https://pbs.twimg.com/media/DaBqBKBWkAAQjp6.jpg

Это популярное в народе божество олицетворявшее женское начало в природе, церковь дипломатично причисленных к ликам святых. Пятницкий храм в Чернигове, который, возможно, был создан прославленным зодчим Петром Милонегом, завершает процесс переработки канонической крестово-купольной схемы. Небольшой (около 12x16м) четырехстолпный одноглавый храм имеет необычную, почти центрическую динамичную композицию; его высота в два раза превосходит его ширину. Развитие объемов вверх органично сочетается с конструктивными особенностями. Подпружные арки и части сводов, на которые опирается барабан, приподняты относительно покрытий ветвей «креста». Вследствие этого снаружи средние своды подымаются уступами к барабану, который будто бы вырастает, подобно цветку, из венчика полукружий. Динамичность масс усилена опущенными крайними лопатками. Угловые ячейки храма перекрыты полуцилиндрическими сводами, которые как бы начинают движение криволинейных покрытий с углов к середине фасадов и к центру – главе. Центричность построения объемов акцентируется решением фасадов, представляющих не сумму самостоятельных участков стены – прясел со своими осями симметрии, а целостную композицию, подчиненную одной центральной оси.

 

Рязанское княжество.

Рязань, входившая до конца XII в. в Черниговскую епископию, в области архитектуры опиралась на опыт черниговских мастеров. Превращение Рязани в середине XII в. в самостоятельное княжество сопровождалось, естественно, строительством каменных зданий. От Старой Рязани, ставшей в XII в. крупным культурным центром с многочисленным торгово-ремесленным населением, с мощными деревоземляными укреплениями и каменными храмами ныне остались лишь гигантские валы и поле, заросшее травой. В 1237 г. войска Батыя захватили город и разорили его. В XIV в. столица княжества была перенесена в Переяславль Рязанский – современную Рязань. Усилиями археологов Старая Рязань была открыта заново, изучены жилища ремесленников, обнаружены фрагменты трех каменных храмов. Большинство исследователей относят постройку двух шестистолпных рязанских соборов к 40–60 годам XII в. Оба они как по планировке, так и по технике строительства достаточно, близки черниговским зданиям. Сходные клейма на кирпичах позволяют предположить, что в Рязани и Чернигове работали одни и те же мастера. Следы полуколонн у лопаток, фрагменты аркатурного фриза, значительное количество резных архитектурных деталей еще раз указывают на стилистическую общность рязанских и черниговских памятников.

К XII  веку складываются основные части русского православного храма, которые не менялись в течении последующих столетий.

Строительство архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием живописи. Мозаика и фрески киевской Софии, Десятинной церкви и других говорят об освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства. Следует заметить, что на Руси все-таки преобладало деревянное зодчество. А деревянные церкви не могли расписываться фресками, они украшались иконами, написанными на доске. Специфика искусства Древней Руси заключается в абсолютном преобладании станковой живописи. Русская икона стала такой же классической формой изобразительного искусства, как статуя в Греции и Риме или мозаика в Византии.

 

 

 

Категория: Изобразительное искусство 5 класс | Добавил: ИрЮр (04.04.2021)
Просмотров: 350 | Теги: мозаика, §27. Художественная культура и иску, Архитектура Киевской Руси | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:14:41

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Погода
Облако тегов
Здесь есть всё!
Отправка SMS беспл
Перевести страницу
Перевести эту страницу
Кто на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Уголок релаксации
Включите звук

Программа TV
РИА РБК
Напиши админу

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz