Суббота, 20.04.2024, 16:46
МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК (12+)
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Изобразительное искусство 5 класс [24]
Изобразительное искусство 6 класс [32]
Изобразительное искусство 7 класс [0]
Изобразительное искусство 8 класс [0]
А время идёт ...
Установи часы правильно

Скорей бы выходной
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 3343
Орфография
Система Orphus
География гостей
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Изобразительное искусство 5 класс

§4. Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская народная прялка.

§4.  Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская народная прялка

 

       Давай поближе познакомимся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников.

       Красочное цветение росписи, мерцающие резные узоры, яркие островки вышивок не только доставляли радость глазу, но и были знаком добродеяния, пожеланием блага.

      Так, например, на детской люльке принято было изображать сценки из жизни человека, цветы как пожелание вырасти сильным, добрым, счастливым. Солнечные знаки служили оберегами— в такой колыбели дитя «не сглазят». На прялке, украшенной росписью или резьбой, будет спориться работа, в нарядной расписной посуде напитки и еда окажутся вкуснее.

А вот ковш-скопкарь. В нем подавали квас, пиво, медовуху.

Ковш-скопкарь. Русский Север, 19 в.

       На Севере ковшам часто придавали облик плывущей птицы-утицы, или ладьи. Как удобна и совершенна его пластическая форма! Приземистая чаша плавно перетекает в изящную голову с длинным клювом и чуть-чуть изогнутый хвост. Сама форма сосуда несла образное звучание, становилась украшением.

      Обрати внимание на единство нарядной росписи и формы.

       Ковши с конскими головами резались в Тверской губернии и назывались конюхами. Рассмотри форму. Чем она отличается от ковша-скопкаря? Какие образы соединил в себе ковш-конюх?

Ковш для пива «конюх». Тверская губ., 19 в.

     Образный строй ковша (его форма и декор) словно воскрешает легенду о солнце, совершающем дневной путь в колеснице, запряженной конями, и возвращающемся на восток в золотой дворец в ладье, которую тянут сказочные птицы. Ты можешь увидеть в облике сосуда образы ладьи, солнца, коней, птицы.

Деревянная резная ложка. 18—19 вв.

В. Стожаров. Туеса, красная и черная рябина. Фрагмент. 1970 г.

      В народных представлениях ковш-конюх олицетворял собой хозяина дома. А ковш-утица связывался с образом гостеприимной и домовитой хозяюшки.

      Резным ковшам мастера могли придавать самую разнообразную форму. Вот ковш-черпак — название его говорит само за себя. Что в нем особенно привлекло твое внимание? Внимательно рассмотри его форму, декор, который сохранил в резьбе древние элементы. Не напоминает ли тебе застывшая фигурка коня на ручке коня-охлупня?

Ковш-черпак

     Огромная круглая чаша с носиком для разлива напитков — ендова также предназначалась для праздничных столов. И потому ее украшали с особым старанием: наряжали в праздничные расписные «одежды».

Ендова

         Самое почетное место на столе занимали хлеб да соль. Разве могла обойтись без них встреча дорогих гостей, невесты с женихом? «Без соли, без хлеба — худая говорили в народе.

      Игрушечные креслица, уточки не что иное, как солоницы. По тончайшей резьбе, которой украшены все поверхности солоницы-стульчика, можно судить об отношении русского крестьянина к соли, которая в старину очень дорого.

Солоницы резные в форме стульчиков. Дерево. 19 в.

      Как празднично украшена хлебница! Красный цвет в сочетании с зеленым и золотисто-желтым торжествует на белой поверхности. В растительный узор деревенский художник вписал крупное изображение рыбы, а также людей и домашних животных. Нарядная хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании счастья, достатка и благополучия.

Хлебница с росписью. Русский Север, 19 в.

     В избе было немало и других предметов, которыми пользовалась крестьянская семья. Это бураки, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод, сделанные из бересты и луба.

Вальки. Резьба по дереву. Поволжье, 19 в.

      Посмотри, как выглядят вальки, которыми женщины выколачивали при стирке белье на реке. Широкая, чуть изогнутая поверхность валька с удобной ручкой хорошо приспособлена к ударам по мокрому белью. А если посмотреть на вальки спереди, не напоминают ли они тебе своей формой женские фигурки? Резной декор смотрится как нарядные одежды.

      Каково назначение этого предмета, определить сегодня непросто. Название его — рубель. С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты.

Рубель. Резьба по дереву. Поволжье, 19 в.

      Посмотри, с какой изобретательностью и смекалкой сработан рубель, как декоративно решена форма, удобная для работы. Богатое резное узорочье с символами солнца как бы рисует космическую картину: солнце только начинает подниматься над землей. Об этом говорит и конек, и резная полурозетка в виде веера, расположенные на границе земли и неба.

        А эти старинные предметы, наверное, не раз встречались тебе. Русские прялки — неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому ее старались украсить и сделать особенно нарядной.

Резные прялки. Вологодская губ., 19 в. Основные элементы Прялка-сбашенка». Резьба по дереву. 19 в.

      Прялку-подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.

      Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, и составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце.

       Посмотри, как разнообразны русские прялки: их различают размеры, форма лопасти, ножки, декоративные украшения. На Белом море вырезали прялки с тонкой ножкой, напоминающие своей хрупкой формой весло; в Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки-«башенки». В каждой области прялки отличались своими особенностями.

Прялка с Сирином. Мастер А. Мишарин. Роспись по дереву. Русский Север, 19 в.

          Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно.

         Вся поверхность этой архангельской прялки словно залита солнечным сиянием. На ней причудливо изогнутые стебельки, трилистники, ягоды, цветы. И среди этой красоты в круге — солнце, опоясанное лучиками-треугольниками, царственная птица Сирин с распростертыми крыльями и женской головкой в короне. Верили, что птица эта обитает в райских садах и своим сладкоголосым пением может усыпить любого, что она приносит счастье. Жених дарил невесте прялку с ее изображением как бы с пожеланием сладостной жизни. В нижней части лопасти изображена жизненная сценка—катание парня с тальянкой. В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность... Рассмотри, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета.

За прялкой

       Как хороша собой прялка «с ожерельем», изукрашенная резьбой и росписью! Какой смысл может выражать крупная золотая розетка в хороводе лучистых серебристых фигур? Нарядная поверхность прялки, мерцающая множеством граней, напоминает о женской праздничной одежде, украшенной нитями бус.

Прялка. Фрагмент «Катание». Русский Север, 19 в.

      Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Пряха старалась прикрепить кудель к той части лопасти, где находилось большое солнце.

      Заметь: мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы-«городки», обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы-«серьги» — символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. Помнишь легенду о дневном и ночном пути солнца?

Ножка прялки. Резные и расписные прялки

        На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей.

       Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

Детские работы. Сангина, уголь; гуашь

 

Задание

    Выполни эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта. Вначале продумай его форму. Она должна быть выразительной.

      Создавая, например, форму прялки, четверть листа можно сложить пополам и вырезать лопасть с «городками», «серьгами». Прялка будет крупнее, если ножку вырезать отдельно и приклеить к лопасти.

     Когда форма будет найдена, продумай композицию росписи. Включи в нее наиболее полюбившиеся тебе традиционные образы и мотивы.

       Центральное изображение постарайся выделить размером, придать ему черты условности и обобщенности. Смело используй в композиции геометрические и растительные элементы, выстраивая их в определенном порядке. Для выполнения росписи будет достаточно трех-четырех цветов.

      Можно передать впечатление резной поверхности, используя рисунок восковым мелком, а поверх его — акварельную заливку под цвет дерева.

Вопросы

  1. Как ты думаешь, что роднит различные произведения крестьянского искусства?
  2. Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Можно ли сказать, что он служит только украшением?
  3. Какие черты свойственны крестьянским мастерам?

 

 

 

Категория: Изобразительное искусство 5 класс | Добавил: ИрЮр (15.11.2020)
Просмотров: 446 | Теги: быта, конструкция, предметов, труда, народная, прялка, народного, декор, русская | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:16:46

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Погода
Облако тегов
Здесь есть всё!
Отправка SMS беспл
Перевести страницу
Перевести эту страницу
Кто на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Уголок релаксации
Включите звук

Программа TV
РИА РБК
Напиши админу

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz