Психология в красках
«Здравствуйте. Моей дочке – почти 3 года. В ее рисунках преобладают синий
и зеленый
цвета. Скажите, пожалуйста, о чем это говорит?»
Дети очень рано понимают, что
мир, в который они попали, – цветной. У мамы – не такие волосы, как у бабушки,
а папа – носит одежду и свитера не такие, как мама.
Из этого всего – из понимания
цвета, оттенков и раскрасок – складываются первые впечатления о мире и об
отношениях к ребенку окружающих его взрослых.
В раннем детстве дети еще редко
заостряют внимание на цвете, им – главное – зарисовать все, что только можно.
Когда же ребенок начинает
отдавать предпочтение одному из цветов, – это сигнал о том, что его нервная
система (НС) готова воспринимать не только объекты, но и реагировать на них
эмоционально. Именно поэтому, если даже взрослые в рисунках детей и не видят
ничего конкретного, сами дети точно знают, что именно они рисуют. Хотя,
конечно, и забывают так же быстро, как и придумали…. Это тоже отличительная
особенность только детской психики – сразу же переключаться.
Переключаемость психики ребенка
обусловлена тем, что работают сразу оба полушария одновременно. У взрослых же
всегда преобладает в работе НС какое-то определённое полушарие. Правое или
левое. А вот дети на этом факте не зациклены и, вообще, долго решают, правши
они или левши. И, даже определившись в этом ключевом вопросе, все равно время
от времени берут ручку или ложку в «неправильную» для себя руку.
Считается, что цвета леворукие
и праворукие дети предпочитают разные. Этим и объясняется то, что все дети
предпочитают не одни и те же оттенки краски.
Нервная Система работает по
перекрестной линии.
Именно поэтому у правшей
главным «накопителем и переработчиком» информации является левое полушарие
мозга. А у левшей, соответственно, – правое.
В процессе многих опытов с
детьми различными психологическими и невролистическими лабораториями были
подмечены интересные факты. Так, правши лучше успокаивались и концентрировались
в комнатах, где преобладали холодные и спокойные оттенки. Еще лучше они
выполняли задания, если их взгляд ничего не отвлекало, – мебель была в цвет
стен, или же мебели было ничтожно мало.
У левшей все было как раз наоборот.
Такие детки быстрее и легче концентрировались на ярких, бросающихся в глаза
тонах и цветах. А от холодных и пастельных тонов такие вот левши утомлялись в
два раза быстрее.
От чего это все зависит?!
Дело в том, что праворукие
дети склоны к выполнению различных, даже рутинных задач. Хотя, конечно, все
более или менее индивидуально. Праворукие дети отдают предпочтение в школе
заучиванию правил и их условному пониманию: «раз так есть, – значит, так и должно
быть».
У левшей с этим все не
сложилось. Левши быстро устают от скучных задач, им не интересно просто читать,
да и читать у них получается много позднее, чем у их сверстников - правшей. Вся
каверза НС в том, что левое полушарие – это кладезь образов и чувств.
Дети левого полушария более
всего склонны к специфически творческим профессиям: художниками, дизайнерами,
артистами и актерами. Все, что не связанно с зубрежкой и рутиной, а открывает
полет мысли и возможность воплотить то, что раньше считалось невозможным.
Дети-правши идут другим путем:
они хорошо учатся в школе, действительно понимают математику, языки и физику.
Из них получаются хорошие руководители, учителя, и большинство всех других, не
столь связанных с искусством специалистов.
Именно из-за этого дети правши
и левши и предпочитают разные цвета.
Дети-правши более всего любят «простые» и «настоящие»
цвета. Условно их можно назвать такими, какими дети их видят, и какие картинки,
связанные с этими цветами, они видят. То есть, ребенок восстанавливает на белом
листе бумаги лес, луг, траву, сад, бабушку, собачку и пр. То есть то, что он
действительно видит вокруг себя. И, определившись с полушарием, такие детки
чаще всего начинают рисовать зеленым, коричневым, желтым и др. И если спросить у них, что это, – детки тут же
расскажут: солнышко, травка или сад.
Дети-левши предпочитают яркие теплые цвета.
Исключение составляет разве что синий (глубокий синий) цвет. Считается, что красный
и оранжевый
цвета – это цвета революций, бунта и несогласия с принятыми устоями. Или же
даже кризис, боль, переживания.
Если же в семье все отлично и
спокойно, а ребенок рисует именно красным, – перед вами типичный левша. Левши также предпочитают синий (глубокий синий)
цвет. Это цвет не просто неба – это цвет вечности, бессознательного и
запредельного. Левши более чутки к эмоциональной окраске жизни, более других
чувствуют именно этот цвет.
Простой пример: перед началом Октябрьской революции
большинство детей в мастерских художников и маляров, предпочитали рисовать красными
и синими
красками. Эти цвета – символ перемен, резкого спада одного и переход к
абсолютно другому. Большинство поэтов того времен, еще и не задумываясь о
революции, писало «синие» стихи и посвящало этому цвету целые поэмы (Есенин,
Хвылевой и др.). И, если проследить по количеству детей, что теперь ходят в
художественные школы, то можно определенно сказать, что большинство таких деток
– левши.
Возрастающее количество левшей,
вообще, в последнем столетии бьет все рекорды. Это обусловлено тем, что в мире
космических технологий и неосязаемых информаций меняется сам тип мышления.
Левшам легче перестроиться.
Такие дети изначально ориентированы на фантазии и «неформат». И природа
страхует себя, изменяя человеческую психику: будущие взрослые не должны сгорать
кометами в стрессах и непонимании того, что так непонятно их родителям.
Именно поэтому на такой частый
вопрос родителей: «Красный – это может быть нормальным?» – я
однозначно отвечаю – «Конечно, да!».
Главное, чтобы рисуночный
подтекст говорил нам о «счастливой семье», а цвет – это способ понимания
малышом этого мира. Нормально – и зеленый, и синий, и красный, и …даже черный.
В раннем возрасте черный цвет, вообще, не воспринимается
ребенком как «сумрак». Это просто цвет, каким можно закрасить все остальные
цвета на странице. Правда, здорово? А вы так никогда в детстве не делали?
В более взрослом возрасте,
когда ребенок уже умеет различать формы и цвета, выбор черного цвета может рассказать психологам о внутреннем мире малыша.
Во-первых, это, скорее всего, может быть кесаренок, что больше других детей
связан с тем неосязаемым миром, из которого не он сам «вышел», а его оттуда наглым
образом «забрали». Ребенок воспринимает черный
цвет как нечто родное, что некогда булькало и окружало его теплотой. Это и есть
материнское лоно.
Если ребенок был рожден
«нормальный путем», то есть старался и трудился, то выбор в три-четыре года черного цвета говорит о том, что на
душе у ребенка «что-то не так». Дети чаще всего рисуют черным цветом, когда скучают или боятся чего-либо. Проследите, с
какими образами связаны рисунки. Может, ребенку не хватает внимания? Или его
обижают в садике?!
Выбор вашей дочери в три года –
зеленого
и синего
– скорее всего, обусловлен «натуральными красками». То есть она рисует то, что
вокруг нее. Оглянитесь! Вокруг – небо, деревья, земля и трава. Это и рисует
ребенок. Разве это ненормально?
Удачи вам в воспитании и
вдохновения в рисовании!
Дети так любят, когда с ними
рисуют! Они тут же введут вас в «свой мир» и точно расскажут вам, что они
рисуют черным, белым или зеленым.
http://www.efamily.ru/articles/109/1529
|