Понедельник, 06.05.2024, 15:46
МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК (12+)
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Рассказы о шедеврах [96]
Мини-игры [11]
Маленькие хитрости [27]
Стихи к произведениям живописи [13]
Дистанционное обучение [56]
А время идёт ...
Установи часы правильно

Скорей бы выходной
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 3343
Орфография
Система Orphus
География гостей
Главная » Статьи » Маленькие хитрости

Анализ собственного урока

АНАЛИЗ  СОБСТВЕННОГО  УРОКА

Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий учитель? Понятие это довольно емкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так: творчески работающий учитель – это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. И оно невозможно без анализа  накопленного опыта. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок как  основную форму.

 

 Из чего же складывается такой анализ?

 1. Первое, что должен сделать учитель, анализирующий свой урок, - определить его место в теме и в общем курсе, а также задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.

 2. Попытаться соотнести  поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.

 3. Определить уровень формирования на уроке знаний  (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

 4. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.

 5. Подумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельность учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?

 6. Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось?

 При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.

 7. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?

 8. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?

 9. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем  за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как  эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

 10. Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?

 11. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.

 12. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих измерений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

        Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому далеко не лишне постараться узнать о проблемах учащихся еще до своего урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.

 И еще необходимо помнить о том, что каким бы ни был урок, требовалось определенное мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми урок обладал. 

 

 План анализа урока

 

Цель: выявить эффективность урока с позиции организации продуктивной деятельности учащихся.

 



Содержание

Оценка в баллах

3 балла

(признак проявляется полностью)

2 балла

(признак проявляется частично)

1 балл

(признак почти не выражен )

1

Четко выражена структура урока

 

 

 

2

Постановка цели урока

 

 

 

3

Логика в подаче учебного материала

 

 

 

4

Содержание учебного материала (глубина и объем)

 

 

 

5

Соответствие методов урока его содержанию

 

 

 

6

Уровень организации урока

высокий

средний

низкий

7

Связь данного урока с предыдущими и последующими

 

 

 

8

Реализация принципов развивающего обучения:

А. Учебный материал нацелен на развитие мышления учащихся (анализ, синтез, обобщение)

Б. Опора на творческую деятельность

В. Усвоение знаний в процессе самостоятельного поиска, а не в готовом виде

Г. Наличие самоанализа и самоконтроля

Д. Побуждение учащихся к деятельности, а не к принуждению

Е. Обеспечение речевой активности           

 

 

 

9

Развитие познавательного интереса к предмету:

А. Создание проблемной ситуации

Б. Опора на жизненный и учебный опыт учащегося

В. Побуждение к поиску решений

Г. Выполнение творческой задачи

Д. Стимулирование воображения и фантазии

 

 

 

10

Степень самостоятельности учащихся на уроке      

высокая                

средняя

низкая

11

Формирование ОУУН:

А. Учебно-организационных

Б. Работа с учебником и дополнительной литературой

В. Учебно-коммуникативных

Г.Общелогических 

 

12

Положительный эмоциональный фон урока    

 

 

 

13

Степень достижения целей урока

высокая

средняя

низкая

 

 Алгоритм работы с планом анализа урока 

 

 1. Оцените урок по предложенным позициям

 2. Постройте графический профиль, отражающий проблемное поле урока (красная линия –  желаемый результат; синяя, выстроенная по вашим оценкам – реальный результат)

 3. Проанализируйте выявленные проблемы. Какие аспекты урока необходимо усилить? Что рекомендовать учителю?

 4. Подсчитайте сумму выставленных Вами баллов.

 5. По формуле Эу= полученная сумма баллов/75х100% определите эффективность урока.

 6. Оцените эффективность урока:

       Эу – 85% - 100%    высокая эффективность (оптимальный уровень)

       Эу – 65% -  84%     средняя эффективность (допустимый уровень)

       Эу – 45% - 64%      низкая эффективность (критический уровень)

 

http://sch90.minsk.edu.by/main.aspx?uid=74881

Категория: Маленькие хитрости | Добавил: ИрЮр (01.02.2010)
Просмотров: 12395 | Теги: урок, анализ, эффективность | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:15:46

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Погода
Облако тегов
Здесь есть всё!
Отправка SMS беспл
Перевести страницу
Перевести эту страницу
Кто на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Уголок релаксации
Включите звук

Программа TV
РИА РБК
Напиши админу

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz