Основными деталями русской мужской одежды издавна были рубаха и
штаны. Рубаха (рис. а) шилась из белого холста, полотна или шелка. (Вам
эти материалы заменят сатин и пионерское сукно — «чертова» кожа.)
Кроилась свободной, широкой, без отложного ворота, с разрезом на груди.
Края выреза у шеи и рукавов обшивались полоской красной материи и
украшались вышивкой из цветного шелка. На груди и на спине красными
нитками подшивалась треугольная подкладка. У рукавов под мышками
вшивались ластовицы из красной тафты. Рубаха была почти до колен,
носилась навыпуск и подпоясывалась низко по бедрам цветным шнуром.
Боярские и княжеские рубахи дополнялись пристяжными воротниками I 2 — 3
пальца шириной, низанными жемчугом, который можно заменить белым матовым
бисером. Жемчугом обильно расшивалась и нижняя часть рукавов.
Штаны
(рис. 6) делались из Холста или полотна, окрашенного в синий цвет,
считавшийся на Руси практичным. В верхней части они кроились широкими, в
поясе собирались сборками на тесьме, а книзу зауживались и заправлялись
в сапоги или обматывались онучами. Состоятельные люди поверх месили еще
одни штаны из сукна или шелка, а бояре и князья — из золотой или
серебряной ткани (се с успехом заменит обивочный материал нужной
расцветки) на тафтовой цветной подкладке.
Самой распространенной на Руси одеждой был кафтан — его носили ^юди
всех сословий. Однако боярский кафтан делался из дорогих тканей —
бархата, шелка и парчи, кафтан людей зажиточных — из сукна, кафтан
простонародья — из грубой шерсти. Вы же используйте вместо шерсти
окрашенную в подходящий цвет тарную ткань (мешковину), вместо парчи —
мешковину, но покрытую золотым или серебряным узором, а вместо бархата —
драпировочный материал или пионерское сукно.
Поверх рубахи надевали узкий до колен зипун (рис. в). Зипун было принято
считать комнатной -одеждой. Но молодые люди того времени, пристегнув к
нему унизанный жемчугом и драгоценными камнями (кусочки разноцветного
стекла) стоячий воротник, сделали его своим излюбленным выходным
костюмом. Богатый зипун делался из атласа, плотного шелка (их заменит
сатин) с золотыми и серебряными узорами, парчи. Крестьяне и простой люд
ходили в зипунах, сшитых из грубой шерсти и даже овчины.
Зажиточные люди среднего возраста поверх зипуна надевали кафтан,
выполняющий роль верхней и комнатной одежды. Если кафтан служил для
улицы, его подбивали мехом и делали с опушкой из собольего или
горностаевого меха с хвостами. Вам, конечно, следует приобрести вместо
них дешевые синтетические ткани под мех.
Кафтаны были очень разными по назначению: парадные, домашние, столовые,
ездовые и прочие. В основном покрой кафтанов представлял собой
расширяющуюся книзу трапецию. Застегивались кафтаны то на крючки, то на
мелкие пуговицы с петлями из шнура, то на пуговицы с длинными петлями.
По бокам иногда делались разрезы, украшавшиеся галуном, пуговицами,
серебряными и золотыми застежками. К богатым кафтанам пристегивалось
шитое шелком, жемчугом и драгоценными камнями оплечное ожерелье. На
рукава надевали украшенные нарукавники — запястья — шириной 15—20 см.
Вот наиболее типичный крой кафтана. Парадный кафтан свободного покроя,
слегка расширяющийся в нижней части. Его шили довольно коротким — до
середины икры — и застегивали спереди на потайные крючки. Особенность
кафтана — узкие, длинные, почти вровень с длиной кафтана рукава, которые
собирались на руке множеством поперечных складок, открывая кисть. При
ходьбе рукава распускались во всю длину, целиком закрывая руки. Такие
кафтаны шились из шелка с крупным растительным орнаментом, в который
иногда вплетались фигуры людей, животных, птиц.
К парадным кафтанам молодых людей пристегивался высокий, закрываший
весь затылок стоячий воротник — козырь. Делался он атласным или
бархатным, вышивался золотом, серебром, жемчугом и придавал короткому
кафтану щеголеватый вид.
Домашний кафтан делался длинным и плотно облегал верхнюю часть тела, кроился без воротника и шился из гладкого шелка.
Платье ездовое и воинское — чуга — кроилось нешироким, с короткими, по
локоть, рукавами и подпоясывалось кушаком или поясом. По бокам делались
разрезы, чтобы удобно было ездить верхом. Шилась чуга из атласа,
бархата, сукна и парчи, на груди — нашивки с пуговицами и петлями.
В простонародье носили что-нибудь одно — или зипун, или кафтан, причем
бедняки шили свои кафтаны короткими: удобнее работать и ходить.
Верхней одеждой в Древней Руси служили ферязь и охабень. Ферязь (рис. г)
делалась длинной, до лодыжек, с очень длинными рукавами, которые
носились собранными в гармошку. Шилась ферязь из бархата, шелка и
застегивалась спереди на пуговицы с длинными петлями или на завязки с
кистями. Застежка шла только до пояса. Простые горожане — посадские люди
— носили ферязь из белой натуральной шерсти или шерсти, окрашенной в
синий цвет. Надевали ферязь прямо на рубаху.
Название «охабень» происходит от древнерусского слова «охабить» —
охватывать. Делалась эта одежда в верхней части облегающей, со свободно
расходящимися поясами, с боковыми разрезами. Застегивался охабень на
пуговицы из витого шнура. Хотя по покрою охабень близок с ферязью, его
отличали отложной, украшенный драго ценными камнями четырехугольный
воротник, спускавшийся до середины спины, и длинные узкие рукава,
свободно свисавшие по бокам; руки продевались в специальные прорези под
рукавами.
Журнал Юный техник.