Для Моне было важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать
свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое
мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в
зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с
другими предметами. Чтобы так передать световоздушную среду, надо было не
только выйти на природу, но и по-новому увидеть предметы, отказавшись от тех
правил, которым учили при работе в мастерских, и полностью довериться своему
зрению. «Забыв» такой основополагающий принцип академической живописи, как
постепенный переход от света к тени, Моне составляет и фигуры, и пейзаж из
обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения,
нет чётких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха.
Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает
быть гладкой, а состоит из отдельных рельефных пятен-мазков, передающих трепет
листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков.
В работах раннего периода творчества Моне обращает на себя внимание целостность
восприятия художником происходящих вокруг сиюминутных событий. Глядя на них, у
зрителя создается впечатление личного присутствия на этом нескончаемом
празднике жизни, наполненном солнцем, светом, гомоном нарядной толпы
(«Лягушатник», «Сирень на солнце», «Бульвар капуцинок»). В 1877 году художник
создаёт серию картин о вокзале Сен-Лазар, наметившую новый этап в его
творчестве: отход от целостной концепции картины-этюда в сторону аналитического
подхода к изображаемому. Он по-другому начинает относиться к цвету, меняются
сюжеты его картин. Теперь основное внимание художника сосредоточено на
выразительности цветовой гаммы мазка в отрыве от его предметной соотнесенности,
усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в итоге в создание
картин-панно. Простые сюжеты картин 1860-1870 годов уступают место более
сложным. Моне привлекают серийные работы: композиции «Стога», изображения
Руанского собора, виды Лондона. В них, следуя импрессионистической манере,
художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же
предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную
тональность своей палитры. Вместе с этим, серии картин позволяют создать
удивительные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и в
пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.