Возведён в 1777—1796 годах великим русским полководцем П. А. Румянцевым,
которому Гомель был подарен императрицей Екатериной II «для
увеселения». Архитектором дворца был, по-видимому, Иван Старов,
прославившийся строительством Таврического дворца, Казанского собора и
Александра-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Дворец представляет собой
компактное двухэтажное здание на высоком цоколе, завершённое в центре
кубоподобным бельведером с большим куполом. Внешний декор дворца был
целиком выполнен в стиле раннего классицизма. Главным украшением фасадов
были портики коринфского ордера — четырёхколонный парадный и
шестиколонный парковый. По всему периметру здания прямоугольные оконные
проёмы, размещённые в два ряда, чередовались с пилястрами, что придавало
дворцу величественную монументальность. На высоком первом этаже
располагались исключительно парадные помещения, на втором — жилые
комнаты, а цокольный использовался для хозяйственных нужд и размещения
прислуги.
На открытках и в книгах название Гомельского дворца пишут по-разному: то
просто Румянцевых, то просто Паскевичей, то (чтобы уж наверняка) –
Румянцевых-Паскевичей. Слишком много хозяев…
Имение всегда было щедро украшено предметами искусства. Первый владелец,
Пётр Румянцев, многие подарки получил от императрицы. Следующий
владелец, Николай Румянцев, библиофил, хранил во дворце ценные рукописи и
книги. Да и большинство предметов обстановки – произведения искусства.
Сервизы, шкатулки, табакерки, многие в единичных экземплярах из Италии,
Германии, Франции и Англии окружали жителей имения. Зеркала, вазы,
жирандоли, канделябры – непременно из богемского, английского,
венецианского стекла.
В столовой стены были декорированы китайскими обоями в золочёных рамах,
мебель имела кожаную тиснёную обивку в стиле «шинаузри» с изображением
попугаев и хризантем. Имелись и другие образцы восточного искусства:
персидские кресла, иранские ковры, китайская керамика.
Величие залам дворца придавали несколько сотен произведений художественной бронзы. В нынешней коллекции их более полусотни.
«Изюминка» собрания Паскевичей – часы: разнообразные по форме, технике, времени исполнения, напольные, настенные, настольные…
Неудивительно, что дворец – настоящая картинная галерея. Иван Фёдорович –
почётный любитель, а Фёдор Иванович – почётный член Императорской
Академии художеств. Они были лично знакомы со многими художниками,
делали им заказы и без конца скупали у них картины.
Залы дворцовой башни сплошь были увешаны картинами, связанными с военной
деятельностью фельдмаршала. Их заказывал Паскевич. Для большинства
позировал сам.
Морские пейзажи отражали настроения романтизма 19 в. В нынешней
коллекции – картина «Вид Тифлиса» Н.Г. Чернецова (одна из прибывших с
первым грузом из Петербурга в 1837 г). Духом романтизма были проникнуты и
пейзажи, среди которых «Вид Гомельского замка» Мартина Залесского.
Более трех десятков копий портретов императорских особ украшали стены имения. В домовой церкви и спальнях было много икон.
В собрании Паскевичей была и портретная миниатюра. В фондах музея 11
акварельных портретов на кости изображают членов семьи Паскевичей.
Чего во дворце было больше, чем картин? – Пожалуй, только гравюр.
Скульптура -то, без чего нельзя представить ту обстановку. Рельефы в
виде резьбы по дереву, кости, камню, металлу… Особое место занимала
мраморная скульптура – статуи Костюшко и Понятовского (подарок Николая
I), мифологические фигуры. По сей день во дворце стоит мраморная копия
19 в. с работы Микеланджело «Моисей». К раритетам можно отнести
небольшое мраморное изображение Вольтера в рост.
Без преувеличений можно сказать: Гомельский дворец – произведение
искусства, внутри которого – еще сотни произведений искусства. В каждой
комнате, на каждой стене, на каждой полке, на каждом шагу…
... в состав Гомельского дворцово-паркового ансамбля входят:
• городище древнего и средневекового Гомеля X—XVIII вв. с сохранившимися элементами естественного и исторического ландшафта;
• дворец Румянцевых и Паскевичей XVIII—XIX вв.;
• парк XIX в.; площадь 34 га
• собор святых Петра и Павла начала XIX в.;
• часовня-усыпальница семьи Паскевичей второй половины XIX в., построенная в псевдорусском стиле;
• Зимний сад с башней обозрения — бывший сахарный завод XIX в.;