Грандиозный собор Святого Вита в Праге
Пражский собор мне напомнил готические соборы в Киеве и Львове. Но в
отличие от них этот собор намного грандиознее и старше. Он невероятно
огромен и расположен сразу же за воротами – отойти подальше, чтобы его
нормально сфотографировать просто некуда.
На западной стороне возвышаются две 82-метровые неоготические
каменные башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними.
Для сравнения, высота башен Кельнского собора – 157 метров – почти в два
раза выше! Но тем не менее, по грандиозности, пражский собор своему
кельнскому коллеге ничем не уступит!
Проект был задуман с таким размахом, что постройка растянулась на 600
лет. На протяжении этого времени в строительстве поучаствовали
французские, немецкие, чешские архитекторы и успели отразиться
последующие архитектурные стили: ренессанс и барокко. Строительство было
закончено только в 1929 г.
Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса,
вызванный из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план
строения в стиле французской готики. Однако он дожил лишь до окончания
строительства аркад и галереи.
После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Питер
Парлер, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиги
Глюнд. Нет, я не ошибся, это был не престарелый архитектор, а молодой
человек!
Работая над собором, Питер также работал над Карловым мостом и
множеством церквей, и когда он умер в 1397 году, были закончены лишь хор
и часть трансепта.
Внутри открывается впечатляющая панорама готического кафедрального
собора: неоготический архитектурный стиль в области центрального нефа, с
ребристыми сетчатыми сводами высотой 33,5 метра, почти незаметно
переходит в области хора в средневековую часть, пронизанную теплым
светом витражных стрельчатых окон. Вокруг хора и за алтарем имеется
овальный проход с венцом капелл. Трехнефное пространство храма с 28
величественными колоннами условно разделяет по вертикали на две сферы,
земную и небесную, трифориум (галерея-балкон), проходящий по всему
периметру. На нем размещены бюсты основателей и первых строителей
собора: чешских королей и королев, пражских архиепископов и
архитекторов.
Витражи, созданные ведущими чешскими художниками:
А теперь выйдем на улицу и посмотрим на собор с правой стороны:
Собор Св. Вита оказал огромное влияние на развитие позднего
готического стиля, характерного для Центральной Европы. Члены цеха
Парлера, и непосредственно семья Парлеров (сформировавшиеся на
строительных площадках собора Св. Вита) проектировали многочисленные
церкви и здания по всей Центральной Европе. Наиболее известными из них
являются собор Св. Стефана в Вене, Страсбургский собор, церковь Св.
Марка в Загребе и церковь Св. Барбары в Кутной Горе, также в Чехии.
Местные готические стили Словении, северной Хорватии, Австрии, Чехии,
Польши и южной Германии испытали на себе явное влияние проекта Парлера.
Длина главного нефа собора – 124 метра, высота Большой южной башни – 96,5 метра.
В Большую башню помещены также ренессансные часы, относящиеся к концу
XVI в, но это не просто часы (в Праге все часы – не просто часы :)), их
двое – верхние показывают часы, нижние – минуты…
Над порталом южного фасада расположена мозаика «Страшный суд»
(1371-1372 гг.) – самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся. Фон ее
сделан из позолоченных кубиков стекла, фигуры – из разноцветных
камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции.
С левой стороны собора – красивая улочка:
И напоследок взглянем на собор сзади!
http://www.fresher.ru/2011/03/08/grandioznyj-sobor-svyatogo-vita-v-prage/
|