Спас
на крови, или храм Воскресения Христова был построен и освящен в 1907
году по проекту архитектора А.А. Парланда на том самом месте, где в 1881
году народовольцами был убит император Александр II.
По
своим архитектурным особенностям храм Спаса на крови напоминает черты,
характерные для русских храмов Москвы, Ярославля, а в частности, храма
Василия Блаженного на Красной площади в столице. Но расположен храм
Спаса на крови так, что неискушенному взгляду туриста кажется, будто ему
тесно в месте расположения: в узкой улочке над каналом Грибоедова
возвышается это красивейшее произведение архитектурного искусства.
Боковое крыльцо южного фасада
Здание в плане пятиугольно, с восточной стороны к основному сооружению
примыкают три алтарные апсиды, увенчанные небольшими куполами, в
западной части расположена двухъярусная колокольня с массивным куполом.
Все купола храма Спаса на крови луковичной
формы, покрыты ювелирной эмалью и медными позолоченными листами. Высота
центрального сооружения – 81 метр: это число символизирует год гибели
государя Александра II – 1881.
Вход внутрь собора.
Цокольную часть собора покрывает сердобольский
гранит, в цоколе установлены двадцать памятных досок, изготовленных из
темно-красного гранита, золочеными буквами на них обозначены деяния
императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1
марта 1881 года. Отделка коричнево-красного кирпича покрывает часть
собора, расположенную над цокольной, на фоне стен – орнамент в виде
поясков и крестиков из цветного и белого мрамора, керамические изразцы. Главным
украшением фасада служит мозаика, изображающая гербы русских городов,
губерний и уездов, расположенная с трех сторон колокольни.
Богоматерь (художник Н.А. Бруни)
Богоматерь (художник Н.А. Бруни)
Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона
Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона
Вход в храм Спаса на крови оформляют два
крыльца, примыкающие к колокольне. Между симметрично расположенными
входами помещено распятие, выполненное в мозаике.
Распятие Христово (художник В.М.Васнецов)
Сверху входы украшены изображениями двуглавого орла.
Внутренне убранство храма Спаса на крови
поражает великолепием. Стены собора практически полностью покрыты
мозаичными изображениями, над которыми работали талантливые мастера
Петербурга и России. Центральное место отведено мозаикам, созданным по
эскизам В.М. Васнецова: «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель».
Богоматерь с младенцем (художник В.М. Васнецов)
Спаситель (художник В.М. Васнецов)
Еще одной особенностью декоративного убранства
интерьера храма Спаса на крови являются поделочные и полудрагоценные
камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.
Иконостас
Четыре колонны из алтайской яшмы служат
основанием сени собора. Под сенью хранятся своеобразные реликвии храма –
часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на
которые пал смертельно раненый Александр II.
Фрагмент решетки набережной.
Храм Спаса на крови символичен для Петербурга и
всей России – это первый храм, установленный на месте гибели государя,
одного из многих жертв надвигающейся революции.
Воскресение Христово (художник М.В. Нестеров)
Несение креста (художник В.М.Васнецов)
Распятие Христово (художник А.А.Парланд)
Св. князь Александр Невский и Спас Нерукотворный
Сошествие во ад (художник В.М.Васнецов)
Снятие с креста (художник В.М.Васнецов)
Христос во Славе (художник Н.А.Кошелев)
Вид на южную арку
Северный киот.
Северный киот.Святой князь Александр Невский (художник М.В. Нестеров)
Южный киот
Центральный неф
Шатёр
Вид внутри собора
Свод северного притвора
Северный притвор
Центральный трансепт
Троица (художник М.В. Нестеров)
Мозаики центральной части храма
Лик двенадцатилетнего Христа
Вознесение Христово (художник В.П. Павлов)
Сошествие Святого Духа на апостолов (художник В.В. Беляев)