Пятница, 03.05.2024, 17:49
МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК (12+)
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Руками созданное чудо [262]
Прикладное искусство
Графика [78]
Скульптура [277]
Архитектура [174]
Храмы [125]
Замки и дворцы [59]
Ландшафт [48]
Одежда [72]
Дизайн [28]
Музеи [107]
Экранные искусства [59]
Театр, Кино
Фотоискусство [54]
Зарубежное искусство [39]
Греция, Египет, Япония
Видеоролики [4]
А время идёт ...
Установи часы правильно

Скорей бы выходной
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2632
Орфография
Система Orphus
География гостей
Главная » Файлы » Изобразительное искусство » Храмы

Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд
26.11.2011, 03:43

Мавзолей Гур-Эмир



"Тот свод - вершина всех земных, чудес, подобье свода вечного небес.
Что куполу небесному дано, все в куполе земном отражено!"                

Алишер Навои

Гур Эмир (в переводе - могила эмира, повелителя, т.е. Темура) - место, где похоронены Амир Темур, его сыновья и внуки. Первоначально мавзолей предназначался лишь для внука Темура, Мухаммед Султана, который умер молодым в 1403 году, во время военного похода. Темур потрясенный смертью любимого внука, в котором он видел наследника престола, распорядился возвести мавзолей на территории ансамбля царевича Мухаммеда Султана. Он был его внуком от старшего сына Джехангира и замещал Тимура в его отсутствие, считаясь его преемником на троне.

Кровавый завоеватель народов Азии,
"Железный хромец" - Темур был несчастлив в своем потомстве и горячо переживал потерю старшего сына Джехангира и внука от него. Этот ансамбль, включающий медресе и ханако был объединен квадратным четырех - айванным двором с высокими стенами, четырьмя угловыми минаретами и порталом. Портал украшен в технике резной наборной мозаики.

Виртуозные узоры выполнены мастером Мухаммадом-ибн-Махмудом Исфахани. Восстановлены на высоту человеческого роста стены дворика, подняты несколькими рядами кладки стен худжры медресе. Во время реставрационных работ по фотографиям и обмерным чертежам, сделанным в XIX веке, в 1996 году к 660-летию Амира Темура Сохибкирона, восстановлены два минарета. Композиция мавзолея Гур Эмир выдержана в схеме, ставшей в Маверанахре традиционный: призма основания, цилиндрический барабан, купол. Но много и нового внесли мастера: призма основания - восьмигранная, необычная для монументальной архитектуры Средней Азии, уникален по форме внешний купол, увенчанный золотым навершием - кубба.

Высота купола 12.5 м., диаметр в основании - 15 м. Однако купол не кажется таким громоздким. Это достигается благодаря тому, что он разделен на грани, плавно переходящие к барабану. Бирюзовая полива придает ему особенно нарядный вид на фоне ярко-голубого неба Самарканда.

Композиция мавзолея отличается монументальностью, которую определяют не только крупные размеры, нои красота объемных форм. Впечатление монументальности, торжественности усиливает декор: восьмигранная призма основания отчеркнута по низу мраморной панелью, над ней крупный орнамент, выложенный глазурованными плитами на фоне обожженного кирпича; огромные, почти трехметровые надписи опоясывают барабан; жгуты купола облицованы голубыми плитками.

Для интерьера мавзолея также характерны монументальность, стройность пропорций. Высота интерьера 23 м., длина стен четверика - 10 м. Соотношение длины, высоты стен и всей высоты помещения 1х1, 1х2х3. Для того, чтоб увеличить пространство, строители ввели ниши, придававшие интерьеру крестообразный план. В декоре интерьера мавзолея нашли отражение характерные для рубежа XIV-XV вв. композиционные приемы, сплошное декоративное покрытие, насыщенность узорами и цветом, роскошь. Четко ограниченные полосами надписи имеют свою орнаментальную композицию; панель, плоскость стен, ярус тромпов, внутренний купол, принцип размещения декора присущи архитектуре Средней Азии рассматриваемого периода.

Высокая панель из зеленоватого оникса была некогда покрыта орнаментальной росписью синим и золотом. Красочная роспись и позолота украшали мраморные плиты поясов над панелью. На стенах - громадные панно с крупным звездчатым гирихом. Для убранства купола и яруса парусов были применены рельефы из папье-маше, покрытые золотом и мелким цветочным орнаментом. Интерьер украшали деревянные двери с прекрасной тонкой резьбой и инкрустацией перламутром и серебром, цветные узорчатые витражи в окнах из красного, голубого, фиолетового, зеленого, желтого стекла. Представление о том, каким было убранство мавзолея вскоре после окончания строительства дополняет описание историка Ибн Арабшаха: "На могилу Темура были положены его одежды, по стенам были размещены предметы его вооружения и утвари, все было украшено драгоценными камнями и позолотой… С потолка, подобно звездам на небе, свисали золотые и серебряные люстры, одна из таких люстр весила 49999 мискалей. Пол был покрыт шелковыми и бархатными коврами …" В 1409 году, посетивший могилу своего отца Шахрух приказал передать в казну находившиеся в мавзолее предметы одежды, утвари и вооружения.

С великолепием интерьера прекрасно сочетается мраморная решетка с разнообразным орнаментом и каменные надгробия - декоративные намогильники. В Гур-Эмире особенно наглядно представлен "секрет" творческого метода средневекового зодчества; в основе проекта здесь лежали пропорции квадрата главного зала, определив все остальные размеры здания.

В 1425 году было установлено надгробие Темура из темно-зеленого нефрита, вывезенного из Моголистана во время похода Улугбека.

Как предполагают исследователи, строительство, продолженное Улугбеком, осталось незавершенным. По его приказу была построена галерея для входа в мавзолей, сохранившаяся до наших дней. В 1447 году по распоряжению Улугбека из Герата было перевезено тело Шахруха, сына Темура. В ногах у Темура надгробие Улугбека. Самое большое надгробие принадлежит духовному наставнику Темура - Мир-Сейиду Береке. Не установлено, кому принадлежат два малых надгробия и надгробие, которое находится за решеткой. По мысли Темура, грандиозность архитектурных форм должна была внушить представление о величии погребенных в Гур-Эмире лиц. И на самом деле, по мнению искусствоведов, "памятник этот, как, может быть, никакое погребальное сооружение Средней Азии, порождает высокие помыслы о величии человеческих дел".

Мавзолей Гур Эмир
- это памятник нового стилистического направления, которое к концу XIV в. сложилось в Самарканде на базе объединенных творческих усилий мастеров Средней Азии и других стран на Востоке. Начатые в 1951 году реставрационные работы были возобновлены в 90-е годы в связи с юбилеем Амира Темура. Дополнены ониксовые панели, позолота, росписи. С потолка, как и в прошлом, свисает роскошная люстра. А в склепе под полом мавзолея, оформленном очень скупо, находятся захоронения, расположенные в том же порядке, что и декоративные намогильники.

В июне 1941 года по решению правительства Узбекистана были проведены исследования ученых по
вскрытию склепа мавзолея Гур-Эмир. Вскрытия показали, что в мавзолее действительно погребены Темур, Улугбек, Шахрух, Мираншах и Мухаммед-Султан. Антрополог - реставратор М.М.Герасимов воссоздал по черепам скульптурные портреты Темуридов.

Останки Темура и Мухаммед-Султана находились в деревянных гробах, все остальные захоронения производились непосредственно в саркофагах. Гроб Темура сделан из арочного дерева. А обряде захоронения использовался метод бальзамирования. Захоронение Улугбека свидетельствует о том, что он был убит и похоронен как шахид, в одежде, в которой его застала смерть, что полностью соответствует предписанию шариата.     "...Каждый плывет до назначенного ему срока", - строки из примечаний надписи на могильной плите ученого.
Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрытие интерьера сделали мавзолей Гур-Эмир уникальным памятником среднеазиатского зодчества.

Легенда

Волею судьбы, хотя и не без щедрой примеси мифа, Тимур, оказался сопричастен к величайшей войне ХХ века. Завязкой же этих почти невероятных событий послужило разрешение вскрыть могилу Тимура, данное лично Сталиным.

Рано утром 19 июня 1941 года советские археологи вскрыли гробницу Тамерлана, через двое суток гитлеровская Германия напала на СССР - началась Великая Отечественная война.. Это можно трактовать, как мистическое совпадение. Потом обнаружились другие. Из них и была соткана жуткая по масштабам легенда о проклятии Тамерлана. В свое время о ней узнали Жуков и даже Сталин. И похоже, что отнеслись серьезно.

Легенда гласит, что в гробнице завоевателя был заточен злой дух войны, освобождение которого и навлекло на страну невероятные бедствия. Поэтому нельзя было тревожить захоронение.

Но откуда взялась легенда? Знал ли кто о ней до начала Великой Отечественной войны? Приоткрыл завесу тайны человек - свидетель тех исторических событий. Это Малик Каюмов - в то время оператор Ташкентской киностудии, прикомандированный к экспедиции.

Рассказывает Малик Каюмов.

- В начале мая 1941 года директор киностудии сообщил, что партия доверила мне заснять для истории весь процесс вскрытия гробниц в Самарканде.

- Почему выбрали вас?

- В 1939 году я сделал фильм о строительстве Большого Ферганского канала, за который в Москве мне дали "Знак Почета". Так в 29 лет я стал известным человеком в республике.

- Партийное задание не испугало?

- Были сомнения, ведь к гробнице Тимуридов у узбеков отношение особое. Сам видел, как люди входят в мавзолей, лишь сняв обувь, хотя никто за этим специально не следил. Молятся, читают Коран и, выходя, никогда не поворачиваются к гробницам спиной. Да и мать, верующая женщина, снявшая паранджу лишь в 1935 году, умоляла отказаться. Мол, вскрывать гробницу - величайший грех. Но я согласился, хотелось оправдать "доверие"... В общем, уже 15 мая я отправился в Самарканд - осмотреть "декорации". - Как отнеслись к "гостям" местные жители?

- Поначалу у Гур-Эмира ежедневно собирались до тысячи человек. Но никто особенно не протестовал. Тем не менее всех членов экспедиции поселили на охраняемой правительственной даче. И лишь мы, сотрудники киногруппы, жили в гостинице "Самарканд".

- Ученые объяснили, зачем понадобилось раскапывать древние захоронения?

- Я не спрашивал. Уверен был, что так надо для науки...

По официальной версии, видные советские ученые - археологи, историки, антропологи - приступили к раскопкам мавзолея Гур-Эмир в рамках празднования 500-летия узбекского поэта Алишера Навои. Предлог был такой: в гробницах Тамерлана и его внука - покровителя ученых Улугбека - якобы лежат неизвестные рукописи поэта. И это странно.

Алишер Навои родился в 1441 году. Тимур умер за 36 лет до этого события - в 1405 году. Улугбек скончался в 1449-м, когда Навои исполнилось всего восемь лет. Иными словами, версия о неизвестных стихах Навои выглядит весьма неубедительно.

И вряд ли поиски литературного наследия пробудили интерес к самаркандской экспедиции лично самого Иосифа Виссарионовича. На документах об организации вскрытия саркофага Тимура, подготовленных специалистами Ленинградского государственного Эрмитажа, рукой вождя написано: "Работы по вскрытию гробницы Тимура в Самарканде начать не позднее мая. И. Сталин".

Почему не позднее? Зачем вождь торопил ученых? Хотел убедиться, действительно ли там лежит Тимур?

Узнать правду можно было, лишь изучив скелет. Известно, что Тимур был сухорук и хромал на правую ногу. Опытный анатом мог определить это по костям. К тому же заодно можно было воссоздать портрет "героя", изображений которого не сохранилось. Известный скульптор Михаил Герасимов, участвовавший во вскрытии мавзолея, позднее написал, что это и было одной из целей экспедиции. Но не самой главной.

В Гур-Эмире могли храниться драгоценности, награбленные в дальних походах. И эти ценности пригодились бы трудовому народу. "Алчной" версии придерживается, например, писатель и историк Игорь Бунич: "Поставленная Сталиным задача концентрации золота, платины и драгоценных камней в руках государства продолжала энергично выполняться. Если в самой России и на Украине к середине 30-х годов были уже перепаханы все кладбища и вскрыты практически все могилы в надежде найти золотые часы или вставную челюсть, то на территории Средней Азии подобные мероприятия еще не проводились".

В этот ряд легко укладывается идея известного археолога Михаила Массона. В 1929 году он подал в Совет народных комиссаров УзССР записку, в которой предлагал организовать вскрытие могилы Тамерлана. К записке прилагал отчет самаркандского инженера М. Ф. Мауэра: "Магнитные наблюдения 1925 года над могилой Тимура подтвердили наличие в ней большого парамагнитного стального тела и других металлических предметов". Чем не повод для вскрытия? Тем более что в Самарканде всегда ходили слухи о таинственном свечении, порой возникающем над гробницей.

Мечта Михаила Массона сбылась через 12 лет. Правда, лишь отчасти.

Продолжает Малик Каюмов.

- Пятого июня, - вспоминает он, - вскрыли гробницу Шахруха, который умер своей смертью и был похоронен в саване по мусульманским обычаям. 17 июня подняли могилу Улугбека - внука Тимура. Известно, что исламские фанатики и отрубили ему голову. Череп и в самом деле был отделен от скелета. На следующий день начали вскрывать могилу самого Тимура. Пришлось повозиться - сверху лежало 90-пудовое надгробие из нефрита. Поднимали его с помощью домкратов. Под ним оказалась мраморная плита. Под ней - еще одна. Потом еще...

- Не очень приятно это говорить, но... снимать кинохронику с учеными очень тяжело. Образно говоря, найдут блоху и два часа в лупу ее разглядывают. В общем, пока они изучали эти плиты, я поднимался наверх попить чаю. В чайхане ко мне подошли три старика - самые обычные с виду, в халатах и тюбетейках.

- Сынок, - говорят, - Тимура еще не трогали? Не надо его трогать - война начнется. Это в книге написано.

- В какой книге? - спросил я.

Старики протянули рукописную книгу - тяжелую, в кожаном переплете. Открыта она была примерно в середине прямо на фразе: "Нельзя трогать прах великого Тимура". А дальше были начертаны предупреждения о духе войны и о том, что его нельзя выпускать из гробницы.

Я побежал в мавзолей и рассказал о стариках ученым. Айни, Кара-Ниязов и Семенов поднялись, долго пили с ними чай, спорили. Наконец Садреддин Айни бросил фразу типа: "Что за бред вы несете?" И старики, обидевшись, ушли. А мы вернулись в мавзолей.

Мраморных плит на могиле Тамерлана оказалось три. Подняли их только 19 июня. Из-под плит показался массивный деревянный гроб, покрытый немного истлевшей парчой.

Малик Каюмов:

- Едва приподняли крышку, - вспоминает кинооператор, - в воздухе запахло чем-то дурманящим. А другие вскрытые гробницы вообще никакого запаха не имели. Мне стало как-то не по себе. И тут внезапно погас свет. За предыдущие три недели раскопок такого ни разу не было.

По словам Каюмова, свет потом столь же внезапно загорелся, как и пропал, только через три часа. Причем экспедиционный электрик так и не понял, в чем было дело.

Пока проверяли электростанцию, ученые вспомнили рассказы Массона о необычных явлениях в Гур-Эмире и послали за ним в гостиницу. Но, оказалось, что он к тому времени уже уехал в Ташкент. До начала Великой Отечественной войны оставалось ровно 48 часов...

Малика Каюмова определили кинооператором на Калининский фронт. Весной 42-го года он встретился с довоенным знакомым, генерал-лейтенантом Порфирием Чанчибадзе, и рассказал ему о предсказании стариков. А тот, в свою очередь, передал рассказ Жукову.

- А осенью того же года, - вспоминает кинооператор, - к нам на фронт приехал Георгий Жуков. Оказалось, что про меня ему рассказал Чанчибадзе. И через несколько дней Жуков пригласил меня к себе в землянку, где очень подробно расспрашивал о тех событиях. Спросил, где сейчас хранится череп Тимура. Я сказал, что его Герасимов увез.

Жуков задумался. А я, набравшись смелости, заметил: "Георгий Константинович, вот бы товарищу Сталину рассказать".

Но генерал уже вставал из-за стола: "Спасибо, ты свободен".

Больше я никогда с ним не встречался, и никто меня об этой истории не расспрашивал.

Неизвестно, насколько сильно подействовала легенда на высшее руководство страны, но согласно официальным документам черепа Тимуридов вернули в Самарканд и перезахоронили 20 декабря 1942 года. Кто-то сможет усмотреть мистику и в этом событии: не прошло и двух месяцев, как наши войска одержали победу в Сталинградской битве, которая, как пишут в учебниках истории, переломила весь ход войны.

Малик Каюмов стал "неофициальным" автором легенды о проклятии Тамерлана. Позднее он привел ее, правда, в сильно урезанном виде, в своей автобиографичной книге, выпущенной в середине восьмидесятых годов прошлого века. Единственное, в чем себя клял Малик Каюмович так это в том, что не догадался заснять на кинопленку саму книгу и тех трех стариков, давших страшное предсказание.

Но кто еще может подтвердить версию, что так действительно все и было? Это Камал Садреддинович Айни, сын члена правительственной комиссии по вскрытию гробницы Тимура писателя Садреддина Айни.

- В 1941 году я был 13-летним подростком. Мы жили в Самарканде, и отец брал меня на раскопки. А я вел дневник, где описывал те события.

"Когда все вышли из склепа, - записал в дневнике Камал, - я увидел трех старцев, разговаривавших с отцом, с Семеновым и Кара-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую-то старинную книгу. Он раскрыл ее и сказал: "Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, что, кто тронет могилу Тамерлана, всех настигнет несчастье, война". Тут старцы воскликнули: "О, Аллах, сохрани нас от бед!"

Отец взял эту книгу, надел очки, внимательно осмотрел ее и обратился к старцу:

- Уважаемый, вы верите в эту книгу?

- Как же, она ведь начинается именем Аллаха!

- А что за книга, вы знаете?

- Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий.

На это мой отец ответил: "Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего "Джунгнома" - книга о битвах и поединках, сборник рассказов об исторических и полумифических героях. И эта книга составлена в конце XIX в. А те слова, что вы говорите о могиле Тамерлана, написаны на полях книги другой рукой, в главе, где описываются времена Тамерлана. И слова о его могиле - традиционные изречения, которые имеются и в отношении захоронений Исмаила Сомони, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина, и других известных людей. Чтобы уберечь захоронения от искателей легкой наживы. Но ради научных целей вскрывать древние могилы можно. Вот ваша книга, изучайте ее и думайте головой".

- После, - рассказывает Камал Айни, - книга перешла в руки Кара-Ниязова. Он внимательно просмотрел её и в знак согласия одобрительно кивнул. А потом книгу взял Каюмов, которого все называли "суратгир" - фотограф, и я увидел, что он перелистывает страницы, как в европейских книгах. А ведь "Джунгнома" была написана на фарси, и читать ее следовало с противоположной стороны. Из этого я сделал вывод, что он не вполне владеет языком, на котором мой отец беседовал со стариками, и поэтому не мог хорошо понимать, о чем они говорили.

Итак, два свидетеля подтвердили, что к археологам действительно приходили три старца с книгой и предупреждали. Вот только книга оказалась далеко не древней и не священной.

По нашему мнению, мистика, пророчество или сверхъестественные силы к легенде о проклятии Тамерлана не имеют никакого отношения, ведь план нападения на СССР начал разрабатываться в германском Генштабе ещё более чем за полгода до начала Великой Отечественной войны - Директива № 21 вышла 18 декабря 1940 года и в этом документе будущие события были уже предрешены… Видимо стечение цепи роковых трагических событий всей истории Европы первой половины XX века и привело к рождению этой мрачной зловещей легенды.


источник



Категория: Храмы | Добавил: ИрЮр | Теги: самарканд, Гур-Эмир, мавзолей
Просмотров: 1530 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:17:49

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Погода
Облако тегов
Здесь есть всё!
Отправка SMS беспл
Перевести страницу
Перевести эту страницу
Кто на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Уголок релаксации
Включите звук

Программа TV
РИА РБК
Напиши админу

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz