
Один из самых блистательных персонажей
художественной сцены XX века Роман Петрович Тыртов начал свою
головокружительную карьеру графика, скульптора и художника моды в
эпоху, когда сам воздух был насыщен легендами и утопиями. То был
Серебряный век - время безудержного карнавала, великолепного маскарада,
когда в изысканном ритме модерна переплелись и закружились персонажи
всех эпох и культур. Время,когда за каких-нибудь два десятилетия
искусство совершило пробег от античности до футуризма.
Эрте - это псевдоним. Настоящее имя одного
из самых успешных художников - Роман Петрович Тыртов. Потомок
старинного русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта, он
стал известен всему миру под псевдонимом Эрте, который взял, чтобы не
позорить семью.
Он начал с балета и некоторое время брал
уроки танца у дочери знаменитого хореографа Мориса Петипа. Затем стал
учиться живописи у Ильи Репина. Ради искусства Эрте пришлось отказаться
от традиционной в семье карьеры военно-морского офицера: несмотря на
недовольство отца-адмирала, в 1912 году Эрте уехал из Петербурга в
Париж, чтобы никогда больше не вернуться в Россию...
В Париже он посещал класс живописи
знаменитой Академии Жульена, которую оставил, чтобы полностью посвятить
себя профессии дизайнера моды. Каждый месяц Эрте посылал рисунки в
русский журнал *Дамский мир*, работал модельером в знаменитом доме моды
Поля Пуаре и выступил в качестве автора костюмов к спектаклю *Минарет*
в парижском театре Ренессанс.
В 1915 году двадцатидвухлетний художник
заключил долгосрочный контракт с журналом *Harper's Bazaar*, для
которого сделал в общей сложности 250 обложек. Одновременно как
дизайнер одежды он сотрудничал с *Vogue*, *Cosmopolitan*, *Women's Home
Journal*. Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым. Любая
элегантная женщина, интересующаяся модой по обе стороны Атлантики,
знала его и безоговорочно верила его вкусу.
Но этого Эрте было мало: его творческая энергия и многосторонность просто удивительны.
Он делал костюмы и занимался сценографией в парижской Гранд-опера,
нью-йоркской Метрополитен-опера и Лондонском оперном театре, а одно
время был художником голливудской студии Метро-Голдвин-Мейер, где
работал над несколькими фильмами, в том числе над знаменитым *Бен
Гуром*.
В 1960-е гг. художник обратился к новому
для себя виду искусства - скульптуре. Персонажи его ранних рисунков
1920-30-х гг. как будто ожили и застыли в движении танца,
переместившись в трехмерное пространство. Обольстительные силуэты
амазонок, одалисок, изящные нимфы и курильщицы опия из серии
*Изобразительные форм* сохранили свои оригинальные размеры и пропорции.
Но скульптура как жанр существует по другим законам. Каждая работа, по
мнению Эрте, нуждалась в дополнительном фоне, превращаясь в
самостоятельную выразительную композицию. Он лично доводил образ до
совершенства, добавляя или отнимая детали, вносил пикантные штрихи в
костюмы персонажей и создавал для фигурок изысканные постаменты. Бронза
подвергалась тщательной обработке, покрывалась цветной патиной,
золотом и серебром. Здесь требовалась даже другая цветовая палитра,
гораздо более яркая и насыщенная, чем в графике.
... а я никогда не скучал в своей жизни...
Эрте... Его можно назвать одним из самых загадочных художников XX века. На протяжении 97 лет своей жизни он не прекращал удивлять своих поклонников многогранностью своего творчества: модели одежды, костюмы к театральным постановкам, сценография, ювелирные украшения и декоративная скульптура.
Посмотреть другие работы Эрте

Hera and Zeus
Сайт скульптора

... в La Gazette du Bon Ton были впервые опубликованы его рисунки, именно тогда, «чтобы не позорить свою семью», он впервые подписывается Эрте (Erte), так звучат инициалы R.T. по-французски.
Flower Petal Gown

Faubourg St. Honoré

Heat

Iras

Golden Fleece

Ladies in Waiting

..Воображение — главное в моем творчестве. Все, что я делал в искусстве — игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель — движение танца....
...Я с отвращением ношу одно и тоже платье даже два дня подряд и ем одну и ту же пищу. Я всегда любил путешествовать, потому что это украшает жизнь. Монотонность рождает скуку, а я никогда не скучал в своей жизни...ЭРТЕ
King's Favorite

Ready for the Ball

Роману Тыртову было 19 лет (в 1912 году), когда он обосновался в Париже, где поначалу подвизался в качестве корреспондента петербургского журнала "Дамский мир". А "дамский мир" очаровал его рано.
Аристократ, потомок татарского хана Тырта, сын адмирала, начальника Морского Инженерного училища, не проявил никаких стремлений продолжить семейное поприще и сделать, как и отец, и дед, блестящую офицерскую карьеру. У него были другие интересы. Его равно интересовали театр, рисование и мода.
Opening Night

Madame Buretfly

Pleasure of the Courtesan

Балету юного Тыртова обучала дочь Мариуса Петипа. Таким образом, собственная природная грация на всю жизнь соединилась с усвоенной профессиональной пластикой... Он выбирал между театром балетным и драматическим, но произошло то, о чем Эрте позже вспоминал: "Я пришел к выводу, что мог бы прожить без танцев, но не без живописи и рисования".
Wisdom

Tuxedo

Spider Web

Оказалось, что и без Парижа он тоже не мог быть счастлив. И на вопрос отца, что бы сын хотел получить в подарок по случаю успешного окончания гимназии, тот попросил заграничный паспорт. Спустя десять лет, в 1923 году, когда Эрте с помощью благотворительных организаций с трудом вызволил семью Тыртовых из России, отец признал: "Ты был прав, что уехал"…
Sisters

В 60-е годы XX века Эрте увлекается новым видом творчества: он воплощает свои печатные и рисованные работы в бронзовых скульптурах. Таким образом направление Art Deco получает второе рождение.
Daydreams

Cornucopia

Sirens


































Французский писатель Жан-Луи Бори точно подметил: «Эрте одевает объемы – но это уже больше не объемы человеческого тела; украшает движения – но это уже больше не жесты. Он создает в пространстве фигуры неподвижного балета».
