Большой Екатерининский дворец, город Пушкин.Часть 2.
14.01.2014, 17:55
Большой Екатерининский дворец, город Пушкин. Часть 2.
Парадная лестница.
Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с
востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные
ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре
марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера,
украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда
китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков — в память о
располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале. Подробнее...
Выставочные комнаты.
Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись
по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные. Подробнее...
Большой зал.
Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое
большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора
Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800
квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и
торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Подробнее...
Антикамеры.
Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в
антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у
Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения
получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались
для ожидания приемов и выхода императрицы. В результате перестроек конца
XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и
Лионский залы, их осталось только три. Подробнее...
«Первая Антикамера»
«Первая Антикамера».Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны»
Первая Антикамера Екатерининского дворца 1940г
«Вторая Антикамера»
«Третья Антикамера»
Арабесковый зал.
Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч.
Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II. Подробнее...
Арабесковый зал в Екатерининском дворце. Около 1850 года.Э.Гау.
Кавалерская столовая.
Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная
по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах
архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал
просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в
нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и
раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты. Подробнее...
Белая Парадная столовая.
Миновав Парадную лестницу, мы попадаем в Белую Парадную столовую,
которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних
кушаний» императрицы в узком кругу приближенных. Подробнее...
Малиновая и Зеленая Столбовые.
Оформляя залы Большого Царскосельского дворца, Ф.-Б. Растрелли стремился
к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его
интерьеров. В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и
Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени
материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными
стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и
зеленой фольгой, которые и дали название комнатам. Подробнее...
Малиновая столовая
Зеленая столовая
Портретный зал.
В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту
Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух
столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных
особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по
фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки. Подробнее...
Янтарная комната.
Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину
Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес
света. Подробнее...
Картинный зал.
Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале,
была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в
1745-1746 годах в Праге и Гамбурге художником Г.-Х. Гроотом. Подробнее...
Малая белая столовая.
К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались
личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в
свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру
Павловичу, будущему императору Александру I. Подробнее...
Китайская гостиная Александра I.
Созданная по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах
Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским
покоям. Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца
шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской
манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов:
живописный плафон, резные золоченые десюдепорты по моделям скульптора
И.-Ф. Дункера, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и
наборный паркет. Подробнее...
Буфетная.
Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года
составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX
века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во
время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов. Подробнее...
Парадный кабинет Александра I.
Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет
императора, созданный по проекту В. П. Стасова в 1817 году и
предназначавшийся для важных официальных аудиенций. Подробнее...
Зеленая столовая.
С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца,
созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла
Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи
Алексеевны. Подробнее...
Официантская.
Официантская — одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия. Подробнее...
Парадная голубая гостиная.
Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном
в 1779–1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Ее парадное
назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты
шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из
чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из
каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене
между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах,
завершенные медальонами, и позолоченные консоли. Филенки дверей
расписаны мотивами из античных гротесков. В мастерской Г. Шталмеера был
изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием
розового дерева и палисандра. Подробнее...
Китайская голубая гостиная.
Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную,
название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков
были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми
сценками. Подробнее...
Предхорная.
Предхорная — последняя комната Парадной анфилады Большого
Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с
хорами Дворцовой церкви. Подробнее...
Дворцовая церковь.
Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была
заложена 8 августа 1745 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
Подробнее...
Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце
Камер-юнгферская.
В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно
осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д.
Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из
собрания музея-заповедника «Царское Село».
На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской — комнаты с
одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально
предназначалась для дворцовых горничных — выделяются лепной золоченый
фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью. Подробнее...
Опочивальня.
Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым комната с двумя окнами,
двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой
княгини Натальи Алексеевны. Подробнее...
Зубовский флигель.
Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов
императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому
дворцу в 1779–1785 годах. Подробнее...