Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 2.
Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:
* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж
(1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П.
Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а
также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)
Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо
Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец;
(Новый Эрмитаж расположен за Большим)
Пикетный (Новый) зал
Был
создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года на месте лестничной
клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула — пикета,
отсюда и название зала.
Зал посвящен истории русской армии и стал логическим завершением общей
панорамы, расположенной в Галерее Отечественной войны 1812 года и
Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этим определяется
строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала —
рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со
сценами сражения.
С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нём хранились музейные фонды отдела
Востока, ковры и другие предметы искусства. 9 декабря 2004 года
Пикетный зал вновь открылся для посетителей.
Э.П.Гау. Пикетный зал.
Александровский зал Зимнего дворца
Зал был построен Александром Павловичем Брюлловым (братом художника К.
П. Брюллова) в 30-е — 40-е года XIX века. По замыслу архитектора, этот
зал должен был увековечить память об императоре Александре I.
Э. П. Гау, 1861 Александровский зал
Белый зал
Белый зал создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году.
Интерьер, выдержанный в белых тонах, отличается богатством пластического
декора. В центральной части зала помещены фигуры древнеримских богов;
колонны с коринфскими капителями увенчаны фигурами, олицетворяющими
искусства.
Премацци Л. Белый зал.
Золотая гостиная
Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым в 30-е —
40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицы
Марии Александровны. После убийства 1 марта 1881 года Александра II,
именно здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета,
новый русский самодержец Александр III решал судьбу Российской
конституции и реформ.
Виды залов Зимнего дворца. Золотая гостиная.Александр Кольб
Будуар
Будуар также построен А. П. Брюлловым, но полностью переделан в 1853
году по проекту Гаральда Боссе. Подобная изящной табакерке, небольшая по
размерам комната стилизована в духе рококо с обилием резных золочёных
орнаментов, зеркал и живописных вставок. Часть Будуара, в виде
своеобразного алькова, отделена ступенькой и низкой фигурной решёткой.
Гранатового оттенка штоф для отделки панно на стенах, обивки мебели, для
драпировок на окнах и дверях был заказан во Франции на фабрике Картье.
Дверная ручка в жилых покоях Марии Александровны, в будуаре.
Э.П.Гау. Будуар. 1861 год
Малахитовая гостиная
Малахитовая гостиная входила в состав личных покоев супруги Николая I —
Александры Фёдоровны. Это единственный сохранившийся образец оформления
малахитом целого жилого интерьера.
Ухтомский Константин Андреевич
Малая (Белая) столовая
Малая столовая отделана в 1894 году по проекту А. Ф. Красовского.
Отделка интерьера выполнена в стиле рококо и стилизована под XVIII век. В
то же время, в зале находятся и изделия XX века: английская люстра с
музыкальным механизмом, французские часы, русское стекло. На окнах —
шпалеры, вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке. Столовая
входила в жилую анфиладу семьи Николая II.
В ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме Зимнего дворца именно в
Малой столовой было арестовано заседавшее здесь Временное правительство.
О данном событии напоминает мемориальная доска, установленная в
столовой в 1957 году на каминной полке.
Большая церковь
Интерьер Большой церкви создан Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. 12 июля
1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил
собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. После разрушительного
пожара 1837 года, храм восстанавливался В. П. Стасовым «с возможной
точностью <…> в прежнем виде». 25 марта 1839 года митрополит
Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи освятил
обновлённый собор. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена
звонница с пятью колоколами.
Купол Большой церкви Зимнего дворца
Гау Эдуард Петрович - Вид Собора в Зимнем дворце
Большой (Николаевский) зал
Большой
(Николаевский) зал Зимнего дворца (1103 кв.м.) был создан В.П.Стасовом
на месте сгоревшего во время пожара 1837 г. парадного зала,
декорированого по проекту Дж.Кваренги в конце 1790-х гг. Отделка
интерьера выдержана в белой гамме: колонны и стены облицованы белым
искусственным мрамором - стюком, живописная кайма потолка исполнена в
технике гризайли. Легкая позолота хрустальных люстр и наборный паркет
оживляют сдержанное убранство зала. Особую торжественность Большому залу
придают расположенные по его периметру огромные колонны коринфского
ордера, поддерживающие лепной антаблемент. После смерти Николая I (1855
г.) в зале был помещен большой парадный портрет императора работы
Ф.Крюгера, и зал стал носить название Николаевский. Главный зал Невской
парадной анфилады предназначался для официальных церемоний и придворных
балов.
Ухтомский Константин Андреевич.Виды залов Зимнего дворца.Николаевский зал.1866
Концертный зал
Создан
архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года. Назначение этого
зала «расшифровывается» его отделкой: во втором ярусе установлены
изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а в
декоративно гризайльную роспись падуги, соединяющей потолок и стены,
включены аллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале
располагается богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII —
начала XX века, центром которой является своеобразный памятник XVIII
столетия — серебряная гробница Святого князя Александра Невского.
Ухтомский Константин Андреевич - Виды залов Зимнего дворца. Концертный зал
М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года
М. Зичи. Торжественный ужин в Концертном зале Зимнего дворца
Аванзал
Когда к весне 1762 года В. В. Растрелли закончил отделку парадных комнат
Зимнего дворца, с верхней площадки Главной лестницы открылся доступ в
анфиладу из пяти двухсветных пышно декорированных приемных залов,
именовавшихся антикамерами. Анфилада вела к Тронному залу.
Первой из этих антикамер и является современный Аванзал, подвергавшийся с
тех пор неоднократным переделкам. К 1793 году архитектор Дж. Кваренги
придает залу новый, строгий характер, типичный для русской архитектуры
конца XVIII века. Нарядные наличники окон и дверей, пышная золоченая
резьба уступают место строгим классическим формам. В зале появляются
полукруглые арки, прямые карнизы, спокойная гладь стен.
После пожара 1837 года парадные залы дворца восстанавливал, как уже
говорилось, В.П.Стасов. К марту 1839 года главные залы, и в их числе
Аванзал, были готовы. Зал выдержан в спокойных и светлых тонах. Стены
отделаны искусственным мрамором желтоватого цвета, красиво сочетающимся с
позолотой потолка. В нижней части плоскость стены разбита на панно,
чередующиеся с арками, ранее заполненными оконными переплетами с
зеркалами вместо стекол: над арками протянут легкий лепной фриз, паддуга
расписана гризайлью по золоченому фону.
Плафон, изображающий жертвоприношение Ифигении, был, так же как и плафон
для Главной лестницы, выбран Стасовым в запасах Эрмитажа.
После Великой Отечественной войны Аванзал был реставрирован и открыт для
посетителей в 1948 году. В мае 1958 года в нем был установлен
«Малахитовый храм» — ротонда, декоративное сооружение из уральских
самоцветов, поднесенное Николаю I владельцами уральских горнорудных
заводов Демидовыми в 1836 году.
В настоящее время Аванзал служит вводным залом к экспозиции музея.
Ухтомский, Константин Андреевич - Виды залов Зимнего дворца. Аванзал
|