Теремной дворец в Московском кремле.
Теремной дворец построен на месте древних дворцов Василия III и Ивана IV
в 1635-1636 гг. русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом
Константиновым, Трефйлом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Нижние этажи
дворца — более раннего времени, но из-за многочисленных переделок
утратили свой древний вид.
Во время перестройки дворца в XIX веке лестница, ведущая в парадные
покои Теремного дворца, была переделана. У начала лестничного марша,
опираясь передними лапами на гербовые щиты с изображенными на них
вензелями Николая I, как стражи, стоят два каменных льва. Они выполнены
Сантино Кампиони в 1845 году из мячковского камня.
Крыльцо, называемое Золотым, в старину было расписано золотом и красками, а сверху покрыто расписным пирамидальным шатром.
Золотое (Красное) крыльцо
Обходная галерея
Первая комната называется Передней или Проходными сенями, имеет низкие
сомкнутые своды со стрельчатыми окнами, резные деревянные подоконники и
изразцовые печи. С XVII в. она называлась Передней. Здесь утром
собирались бояре, ожидая выхода царя.
Изразцовые печи составляли необходимый атрибут покоев в XVII веке. Для
их облицовки использовались многоцветные глазурованные плитки различной
формы.
Вторая комната — Гостиная, где происходило «сидение царя с бояры» и в
редких случаях, в знак особой милости, принимались иностранные послы.
Третья комната — Престольная, или царский кабинет. В «красном» углу комнаты стоит царское кресло, покрытое бархатом.
В XVII в. это была самая красивая и самая недоступная комната из всего
дворца. Лишь по утрам ближайшие к царю бояре входили в нее, чтобы бить
челом.
Превосходным украшением кабинета царя является изразцовая печь.
Кафельное, иначе "ценинное", или изразцовое дело пришло в Россию из
Голландии в XVI веке и к концу XVII века достигло высокого совершенства,
прежде всего в Москве и Ярославле. Изразцовые печи Теремного дворца
выполнены с особым мастерством. В Тронной горнице печь когда-то была
сделана из изразцов нежно-фиолетовых оттенков. В XIX веке изразцы
заменили на красные, в тон росписи комнаты, стены которой в XIX веке
стали пурпурными с выписанными на них золочеными гербами всех областей
России.
Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным
наличником, называлось Челобитным. Из него опускался ящик, куда каждый
мог додать царю челобитную грамоту. В простонародье этот ящик называли
Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые.
Отсюда и пошла поговорка: «Не откладывай дело в долгий ящик».
Четвертая комната — Опочивальня. В ней находится резная деревянная
кровать с балдахином, сделанная в стиле XVII в. Эта комната, как и все
предыдущие, принадлежала только мужской половине царской семьи. Покои
цариц и царевен находились в другом месте и до наших дней не
сохранились.
Из Опочивальни боковая дверь ведет в небольшую комнату-Молельню, где обычно вечером и утром молился царь.
В XVII веке она была богатейшей сокровищницей драгоценных древних икон в
серебряных и золотых окладах, отделанных самоцветами. На ее стенах были
развешаны изображения святых, а в двух золоченых резных иконостасах
помещены иконы XVI-XVII вв.
Оказавшись в Московском Кремле нельзя не заметить одиннадцать сияющих золотом куполов, увенчанных ажурными крестами.
В 1635–1636 возвели домовую церковь на мужской половине. Это
Верхоспасский собор или Спас Нерукотворный на Верху – домовая церковь
нескольких поколений русских правителей, начиная с царя Михаила
Фёдоровича и заканчивая императором Петром I. Необычная церковь
находилась непосредственно в личных покоях царей – на верхнем ярусе
Теремного дворца. Этот храм строили, как и сам дворец, Б.Огурцов,
А.Константинов, Т.Шарутин и Л.Ушаков. В 1660–1670-е годы Верхоспасский
собор был украшен стенописью. Другое название собора – Спас за золотой
решёткой, которое здание получило из-за того, что когда-то храм
отгораживала от улицы кованая решётка из меди, покрытой сусальным
золотом. Сказочно красивый храм, построенный при царе Михаиле
Фёдоровиче, по-настоящему московский: лубочно-пряничный, с праздничными
поливными изразцами работы выдающихся мастеров из Ново-Иерусалимского
монастыря, нарядный и будто бы улыбающийся кружевными полумесяцами на
крестах.
Боярская площадка и церковь Спас за золотой решеткой в Московском Кремле. 1838. Е. Гильбертзон.
Терема являются интересным памятником русской архитектуры и быта XVII в.
Комнаты в них имеют низкие сомкнутые своды, стены и потолки покрыты
многокрасочной росписью, выполненной в XIX в. художником Т. Киселевым по
рисункам академика Ф. Г. Солнцева. Древняя живопись в Теремах не
сохранилась, за исключением отдельных фрагментов. Наличники окон,
подоконники и порталы украшены резьбой. В окна вставлено цветное стекло
XIX-XX вв. В старину в окнах была разноцветная слюда.
От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен Теремов веет
далекой, сказочной стариной. Мебель — в стиле XVII в. Скамьи и стулья
обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены
золотой и серебряной посудой, которая сейчас сохраняется в Оружейной
палате. В золотых и серебряных клетках сидели певчие птицы.
Крестовая или Соборная комната в Теремном дворце. Шадурский.1840
При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей, даже
крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены
расписанной и вызолоченной резьбой.
Теремной дворец со стороны двора
Обстановка и первоначальная стенопись дворца почти не сохранились.
Незначительные фрагменты живописи остались лишь на стене Молельной, на
порталах и "серьгах" теремка.
Алексеев Ф. Я. Вид в Кремле на Теремной дворец и церковь Спаса на Бору. 1800-е годы
Федор Яковлевич Алексеев. Боярская площадка в Московском Кремла(1801)
Теремной дворец, 1797 год. Ведута Джакомо Кваренги
Боярская площадка в Московском Кремла. (до 1838 г.)
Теремной дворец в Московском Кремле. 1635—1636. Южный фасад. Гравюра 1870-х гг.
|