ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ
Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см 1762 год
При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до
знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что
драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а
золото – «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным
ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.
В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой
поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила
впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и
полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с
платья Екатерины.
В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями,
изменившими её общий вид. Между ажурным бриллиантовым крестом и
полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом
200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз
весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.
БОЛЬШАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА
Изготовлена в 1762 году для коронации императрицы Екатерины Великой
придворными ювелирами Георгом Экартом и Иеремией Позье. В короне 4 936
бриллиантов общим весом в 2 858 каратов и 75 жемчужин. Венчает самую
дорогую корону в мире красная шпинель, равной которой нет в мире. Приобретённый в 1676 году у китайского императора Канси, этот камень долгое время ошибочно считался рубином.
В фильме «Неуловимые мстители: корона Российской Империи»
действие разворачивается именно вокруг этой регалии. В реальности
бриллиантам короны тоже пришлось попутешествовать. Около 30 лет камни
провели в Ирландии, куда попали сразу после русской революции в качестве
залога за финансовую поддержку от дружественных ирландских
республиканцев.
В. Боровиковский. «Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена». 1820 г. (?)
МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА
Бриллианты, серебро.
Высота с крестом 13 см 1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль
Была изготовлена братьями Дюваль для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.
Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г. мастер Готлиб Вильгельм Данкель.
Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов
вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее
украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под
алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был
куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея
Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов.
Вес этого уникума сто граммов.
Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Иоанновны.
БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ
Бриллианты серебро
Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см 1750-е годы.
Мастер И. Позье
Этой пряжкой скреплялись в дни торжеств коронационные мантии, подбитые горностаем.
ШАПКА АЛМАЗНАЯ
Золото, серебро, драгоценные камни 1682 - 1687г. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу.
Шапка Алтабасная (Сибирская ). 1684. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу
ШАПКА МОНОМАХА
Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха .
В этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья
вплоть до Федора Алексеевича. Шапка была изготовлена в Средней Азии, в
Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 300 лет после смерти
Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с
Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья,
оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано
также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская
упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его
современником — золотоордынским Узбек-ханом.
Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015)
По такому - же подобию изготавливаются и другие шапки - венцы.
Венец ."Большой наряд". Астраханская шапка. 1627 . Золото, драгоценные
камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение .
Высота 30,2 см. окружность 66,5 см . Принадлежал царю Михаилу Романову.
Работа Мастерских Московского Кремля .
Астраханской шапкой она названа потому , что к правлению 1 царя
из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение
Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги , и
выход к Каспийскому морю. И так же , этот венец присутствует на гербе
Астрахани .
НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ
Золото, серебро, эмаль, алмазы 8 х 4,5 см Начало XVIII века
Нагрудные знаки с миниатюрой Петра I являлись личными пожалованиями
царя и считались высшей наградой за заслуги перед государством.
БРАСЛЕТ с портретом Александра I под плоским алмазом
Это самый крупный из портретных алмазов, которые когда-либо использовались в мире. Камень редкой красоты и чистоты.
Знаки ордена Андрея Первозванного - косой крест с изображением распятого св. Андрея и звезда, которую носили на груди слева
Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801
УКРАШЕНИЕ ОРДЕНСКОЙ ШЛЯПЫ
Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века
Полукружье с крестом являлось одним из знаков ордена св. Екатерины.
«Золотое руно» – старейший испанский орден, учреждён в 1429 году.З
Золото, бриллианты, серебро, топазы
6,2 х 6,2 см Середина XIX века
МЕДАЛЬОН С ИЗУМРУДОМ
Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты
Середина XIX века
В прошлом значительное участие в создании Алмазного Фонда принял
придворный ювелир Иеремия Позье, работавший для Елизаветы Петровны и
Екатерины Великой — двух заядлых коллекционерок. Для Елизаветы он создал
серию букетов из цветных бразильских бриллиантов, изумрудов, жемчуга,
хрусталя и золота.
«БОЛЬШОЙ БУКЕТ»
Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.
Служил украшением корсажа парадного платья. Впервые он украсил туалет императрицы Елизаветы Петровны.
Парюра Диадема-бандо и серьги
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годы
БУКЕТ НАРЦИССОВ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века
Украшение для корсажа дамского платья.
1750-е гг. Эгрет- украшение для причёски или шляпы
ПОРТБУКЕТ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль
13,5 х 8 см Около 1770 года
Портбукет прикреплялся к корсажу при помощи широкой шпильки. Полый изнутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов.
ТУРМАЛИН розовый, золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см
Редкий по красоте и цвету камень весом около 255 каратов, вероятно,
вывезенный из Бирмы, необычно огранён в форме виноградной грозди.
Турмалин был подарен императрице Екатерине II шведским королём Густавом
III в 1777 году.
ШЛЯПКА КУКЛЫ ПАНДОРЫ
Бриллианты, изумруды, рубины, золото, серебро, эмаль 8 х 6,5 х 4 см
1770-е годы
Эта шляпка – миниатюрный образец дамской моды 1770 годов.
Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до
этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых
кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами). В
древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали
красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил
её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и
увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была
принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось.
Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора
несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение.
Парюра БАНТ-СКЛАВАЖ и СЕРЬГИ императрицы Екатерины II.
Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер.
БРОШЬ «Цейлонский сапфир»
Бриллианты, Цейлонский сапфир. Сер. 19 в.
260 карат, исключительной чистоты и яркости камень.
«Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной
выставке в Лондоне в качестве подарка супруге – императрице Марии
Александровне.
ЧУБУК
ИЗУМРУД - таблица глубокого темно-зеленого фона с синеватым
надцветом. Ее вес — 136,25 карата. С редкой чистотой «Изумрудной
таблицы» не может соперничать ни один камень мира. Но ни одна строчка
архива не раскрывает его прошлого, как и имени мастера изящной броши с
бриллиантами в которую он вставлен. Известно лишь, что брошь изготовлена
в начале XIX века для Великого князя Константина Павловича, наследника
Павла I.
ХРИЗОЛИТ вес 192,6 карата
БРИЛЛИАНТ «ШАХ»
88-каратный камень желтоватого отлива, найденный в реке, он
сохранил свою изначальную форму: лишь некоторые грани его отшлифованы.
На нем написаны с помощью резьбы и алмазного порошка имена трех его
первых владельцев — восточных властителей.
В 1824 году его привезли Николаю I из Персии, чтобы откупиться за убийство великого автора «Горя от ума» А.С. Грибоедова…
АЛМАЗ «ОРЛОВ»
По одной версии, это один из больших осколков камня
«Великий Могол», первоначально весивший 400 каратов, после огранки —
189 каратов. Как гласит предание, алмаз долгое время был третьим
глазом (находился между бровей) у статуи Брамы в храме
Серингапатама. Следы знаменитого алмаза затерялись до
того времени, пока он не оказался в руках армянского купца
Григория Сафраса. В 1767 году он положил алмаз в
Амстердамский банк, а через пять лет продал камень за 125 000
рублей племяннику своей жены, придворному ювелиру Ивану
Лазареву, а тот перепродал его графу Г.Г. Орлову уже за
четыреста тысяч рублей, пожизненную пенсию в размере двух
тысяч рублей и дворянскую грамоту.
Григорий Орлов
Андрей Иванович Черный
Г.Г. Орлов в надежде вернуть расположение Екатерины
II в день ее именин 24 ноября 1773 года (по старому стилю)
подарил императрице драгоценный бриллиант. Князь фон Сольмс,
прусский посол в России, в 1773 году доносил своему
императору о торжествах по случаю празднеств в честь именин
Екатерины II: «Среди подарков, преподнесенных царице, можно
было видеть и изумительный по красоте крупный алмаз, подарок
графа Григория Орлова».
Иван Петрович Аргунов Портрет Екатерины II
Госхран. Императорские драгоценности. 1923 г.
В 70-е годы прошлого века в Гохране появилась ювелирная
лаборатория. В скучные 70-е, когда наши женщины носили штампованные
«печатки», кольца с огромными искусственными булыжниками и такие же
убогие серьги в виде ромбиков, квадратиков и «тюльпанов», здесь
художники творили чудеса и создавали произведения искусства
ДИАДЕМА «РУССКАЯ КРАСАВИЦА» 1987 год
Платина, 1000 бриллиантов, 25 крупных каплевидных жемчужин
ДИАДЕМА «РУССКОЕ ПОЛЕ»
Золото, серебро, бриллианты, розы
Мастер В. Николаев. 70-е годы ХХ века
УКРАШЕНИЕ «Бриллиантовая роза»
Бриллианты, платина 10 х 15 см; 222, 11 г 1974 год
Художник В. Николаев Ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин