Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в
окрестностях родной Елабуги, Москвы и Петербурга, а также на острове Валаам.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме» «Рубка леса») характерна некоторая
дробность форм: придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного»
построения картины, чётко размечая планы, он ещё не достигает убедительного
единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы», это
единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой
композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли,
почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не
имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В 1870-е годы мастер входит в
пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины
«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» и «Рожь». Обычно избегая
зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует её высший летний
расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счёт яркого,
полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу.
Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно
присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том
проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска
земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин - замечательный поэт не
только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы (в своих записях
он обычно упоминает не просто «лес», но «лес из осокорея, вязов и частью дубов»
(дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, берёза, липа» (из письма
И. В. Волковскому, 1888). С особой охотой художник пишет породы самые мощные и
крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в
буреломе. Классические произведения Шишкина - такие, как «Рожь» или «Среди
долины ровныя...» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова), «Лесные дали» -
воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково
удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещённые солнцем» «Утро
в сосновом лесу», где медведи написаны К. А. Савицким).
Автор: не указан Издательство: Москва: Директ-Медиа. ИД «Комсомольская правда» Год: 2009 Страниц: 48 Язык: русский Формат: PDF Качество: хорошее Размер: 110 Мб