В ранний период творчества испытал Куинджи влияние И. К. Айвазовского. Уже
первые его картины - «Татарская деревня при лунном освещении» и «Исаакиевский
собор при лунном освещении» - говорят об интересе художника к проблемам
передачи света. Ранние пейзажи Куинджи, написанные в скупой, мглистой красочной
гамме - «На острове Валааме», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе»,
- были одобрительно встречены передвижниками. В 1875 году Куинджи стал членом
передвижных художественных выставок, однако после поездки во Францию решительно
порвал с ними. Его манера письма стала яркой, дерзкой. Холсты Куинджи буквально
взрывались красками. Он не копировал импрессионистов, но параллельно с ними
изучал возможности света, цвета, влияние воздушной среды на предметы и оттенки,
активно экспериментировал с красками. используя световые эффекты и интенсивные
цвета, сведенные к нескольким главным тонам, художник стремился передать
наиболее выразительные по освещению состояния природы и достигал почти полной
оптической иллюзии освещения. Для получения в своих пейзажах панорамных
эффектов Куинджи применял различные композиционные приемы, например высокий
горизонт. Его пейзажи «Вечер на Украине», «Днепр утром», «Север», «Берёзовая
роща», полные восторга перод красотой и тайной, изменчивостью мира, ошеломили
публику и принесли Куинджи широкую известность. Но главный триумф Куинджи -
картина «Лунная ночь на Днепре», после которой художник без объяснения причин
«замолчал» почти на двадцать лет. К сожалению, время не пощадило многие из
полотен художника (в том числе и «Лунную ночь на Днепре»), которые потеряли
первоначальный вид: краски потускнели, цвет их изменился. Самые
представительные собрания работ Архипа Куинджи находятся в Русском музее и
Третьяковской галерее.