Художник
Пимен Никитич Орлов (1812 - 1865) родился на хуторе Мало-Хвощеватый
Острогожского уезда Воронежской губернии в семье мельника. С раннего
детства у мальчика обнаружились незаурядные способности и любовь к
рисованию. Родители, однако, желали, чтобы сын продолжил семейное дело и
не разделяли увлечение своего ребенка, к тому же из-за бедности
крестьянская семья и не могла позволить сыну серьёзно учиться живописи. «Неаполитанка», 1839, Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко
Однако Пимен твердо решил посвятить свою жизнь изобразительному
искусству. В подростковом возрасте он уходит из дома и поступает в
ученики к странствующему маляру. Желая совершенствоваться в мастерстве,
Орлов сменил несколько учителей, пока не стал получать собственных
заказов на иконы в церквах и на портреты от окрестных помещиков
Случай однажды свел его с местным предводителем дворянства Гладким,
который, ознакомившись с искусством Пимена Никитича, счел не бесполезным
отправить его в Санкт-Петербург для определения в Императорскую
Академию художеств, куда, после долгих усилий, Орлов и поступает в 1834
году.
«Сцена из римского карнавала», 1859, Государственный Русский музей.
В течение следующих трех лет Пимен Орлов учится в Академии в портретном
классе К. П. Брюллова. Выбор жанрового направления был не случаен. Карл
Брюллов в середине XIX века считался ведущим российским портретистом,
картины его высоко ценились, число желающих заказать у него портретное
изображение было велико.
«Портрет Марии Аркадьевны Бек», 1839, Государственная Третьяковская галерея.
«Октябрьский праздник в Риме», 1851, Государственная Третьяковская галерея.
Постоянная работа над портретами способствовала значительному росту
мастерства художника — в 1836 году Орлову была присуждена серебряная
медаль 2-й степени. Автопортрет (1851)
В 1837 году Пимен Никитич заканчивает обучение в Академии с серебряной
медалью первой степени, полученной им за портреты с натуры князя
Голицына, госпожи Тимофеевой и девицы Эссен и званием свободного
художника.
«Портрет неизвестной в придворном русском платье», Около 1835, Эрмитаж.
В 1841 году при содействии общества поощрения художеств и лично
конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича, Орлов получил
возможность отправиться в Италию. Пимен Никитич поселяется в Риме, где
достаточно быстро завоевывает известность своими картинами, выполненным в
традиционном итальянском варианте бытового классицизма с его
преувеличенной красотой в изображении персонажей и обстановки. Наличие
постоянных заказов от местных жителей было очень важно для художника,
так как для него это по-прежнему был основной и, пожалуй, единственный
регулярный источник дохода
«Напутствие великого князя Михаила Тверского», 1847, Тверская областная картинная галерея.
Только в 1848 году Пимену Никитичу была назначена на год пенсия в 300 руб. «Женщина в сиреневом платье»
В 1849 году всем пенсионерам, а в том числе и Орлову, было велено
вернуться в Россию, однако Орлов сумел убедить правительство разрешить
продолжить ему оставаться в Италии в связи с болезнью глаз и
необходимостью окончить заказанные ему картины, уже начатые им.
«Архитектурный пейзаж», 1850-ые гг., Закарпатский областной художественный музей имени Й. Бокшая.
Орлов останется в Италии ещё на 16 лет. За это время он напишет
множество мастерски выполненных картин.Местные критики очень тепло
отзывались о его работах. Часть своих картин художник отсылал в Россию и
на основании их, равно, как и на основании отзывов из Рима, получил в
1857 году звание академика портретной живописи.
«Итальянка с цветами», 1853, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева.
На Родину художник так и не вернулся — он умер в Риме 24 сентября (6
октября) 1865 года. Захоронение П. Н. Орлова на римском кладбище
Тестаччо до настоящего времени не сохранилось, — прах перенесен в общую
могилу у Аврелиевой стены
Портрет Евдокии Петровне Соколовой
Иван Александрович Балашов (1816-1841)
Портрет великой княгини Анны Павловны
Софья Васильевна Орлова-Денисова (1817-1885), жена Влад.Петров.Толстого (1805-1875)
Картины
Орлова, вызывавшие похвалы современников, отличаются мягкостью и
красотой колорита, наряду с эффектностью освещения и тщательностью
отделки. Большую часть работ художника составляют портреты, и жанровые
сцены из жизни итальянцев, однако есть произведения исторической
тематики и пейзажи.
Портрет девушки с веером 1859 г.
Большинство произведений Пимена Никитича осталось в Италии и находится в
частных собраниях западноевропейских коллекционеров. Однако и в России
они пользовались спросом.
«Групповой портрет
сестер: писательницы графини Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир,
художницы Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной и Евдокии Васильевны
Петрово-Соловово», 1847, Государственная Третьяковская галерея
В настоящее время картины Орлова представлены во многих музеях России и
стран СНГ — Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее,
Закарпатском областном художественном музее имени Й. Бокшая (Украина) и
других