Пятница, 26.04.2024, 17:01
МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК (12+)
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Азбука искусства [38]
Цветоведение [22]
Пейзаж [61]
Портрет [49]
Натюрморт [13]
Анималистический жанр [22]
Жанровая живопись [52]
Религиозная живопись [14]
Художники России [41]
Художники зарубежные [75]
Русские художники [53]
Зарубежные художники [81]
А время идёт ...
Установи часы правильно

Скорей бы выходной
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2632
Орфография
Система Orphus
География гостей
Главная » Файлы » Живопись » Художники России

КРЕПОСТНОЙ ХУДОЖНИК Григорий Васильевич Сорока (Васильев) (1823-1864)
27.06.2013, 14:51
КРЕПОСТНОЙ ХУДОЖНИК
Григорий Васильевич Сорока (Васильев)
 (1823-1864)



Григорий Васильевич Сорока - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых.

Автопортрет

1840г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


 Творчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина. Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тирской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым.

  Еще в начале 1820-х годов Венецианов, по его словам, чтобы более утвердиться в пути, который избрал для себя тогда, начал брать к себе на свое содержание бедных мальчиков и обучать их живописи. Преподавательская деятельность, как и прекрасное искусство Венецианова были проникнуты верой в "светлую природу" человека, "будущее изящество народных чувств" и таящиеся в простых людях подлинно высокие возможности. Многие из учеников, которым бескорыстно отдавал свою душу и знания Венецианов (всего их было более 70), оправдали надежды учителя, составив одно из замечательных явлений русской живописи первой половины XIX века - "венециановскую школу".


Г.Сорока   Портрет художника А.Г.Венецианова

1840г, холст, масло, 36.5х31
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Заметив способности юноши, Венецианов забрал его в свое имение Сафонково. В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то возвращался в "Островки" с каким-то заданием от него.
Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи, портреты, интерьеры.

Портрет П.И.Милюкова

(отец помещика Н.П.Милюкова)

1840-ые, холст, масло, 29.5х25.5
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург




Портрет А.П.Милюковой

1840г, холст, масло,
Государственный исторический музей, Москва



Крестьянский мальчик

1840г, холст, масло, 33.5 х 25 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Портрет В.А.Преображенского

~1850г, холст, масло,
Областная картинная галерея,г.Тверь



Портрет А.И.Позднеева

конец 1840ых, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




  Уже самые ранние работы Сороки свидетельствуют о незаурядности и особом обаянии его таланта. Альбом зарисовок с крестьян окрестных деревень (1842) свидетельствует о том, что художнику изначально была присуща живая наблюдательность, чуткость к особенностям человеческих характеров. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании.


Гумно

1843г, холст, масло, 53.5х65
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


  В картине "Гумно" (1843?), в которой он как бы шел по стопам учителя, некогда начинавшего обновление русского бытового жанра с одноименной работы, некоторая "неуклюжесть" и ученическая скованность искупаются простодушной непосредственностью восприятия и любовным вниманием к родному ему быту.

 Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в.

Дом в Островках

~1844г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


 Дарование Сороки быстро расцветало, и уже в скором времени Венецианов с удовлетворением отмечал в одном из писем значительный "прирост" в его мастерстве до такой "станции", до которой другим "надобно долго иттить", а иным и "не попасть".
Созданные Сорокой в середине 1840-х годов пейзажи "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре.

Вид на плотину в имении Спасское

конец 1840-ых г, холст, масло, 66х88
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Рыбаки

Вторая половина 1840-х годов, холст, масло,
Областная картинная галерея,г.Тверь




Вид на озеро в имении Островки

~1840-ые г, холст, масло, 50.5х64.5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург





Вид на палисадник в усадьбе Н.П.Милюкова

Около 1842, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москв
а


"Тихие и беспорывные, как сама русская природа" (Н.Гоголь), пейзажи эти полны умиротворенной и какой-то кроткой, целомудренной красоты. Художник достигает в изображениях с детства знакомых ему мест такой внутренней гармонии и соразмерности, что они воспринимаются как мир воплощенной мечты о счастье, мир, где царят покой и согласие. В этом мире человек и природа едины и связаны общим, главным, как бы "завороженным" ритмом. В единое целое слиты здесь и заливающий все золотистый мягкий стаях, и голубое небо, отражающееся в зеркале вод, и стройная классическая архитектура, и зеленые купы деревьев, и фигуры крестьян, чьи светлые одежды, почти величавые позы и неспешные движения заставляют вспоминать присущее многим деятелям русской культуры убеждение, что "русский сарафан не хуже греческого туника".

Кабинет в Островках

1844, холст, масло, 65х84

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

  Как часть этого прекрасного, "очарованного" мира воспринимаются запечатленные Сорокой усадебные интерьеры, в частности поистине драгоценный по живописному воплощению "Кабинет в Островках" (1844). В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озера, парит какая-то звучащая тишина и обыденные вещи, предметы обстановки обретают сокровенный, поэтический смысл. Со свойственным ему пристальным и ласковым вниманием передает Сорока особенности различных материалов: матовый блеск полированной мебели, теплую, уютную желтизну свежеструганых дощатых стен с развешанными на них картинами. А фигурка мальчика, присевшего на краешке дивана с книжкой в руках, воспринимается как олицетворение душевного изящества и деликатности, которыми проникнута вся картина.

Отражение в зеркале

~1850г, холст, 41.8х88.6
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.
Характеризуя прелестные портреты юных Елизаветы и Лидии Милюковых, искусствоведы не случайно часто вспоминают искусство мастеров Возрождения.

  В самом деле, есть нечто общее между кристально ясными, просветленными и исполненными духа гуманизма образами итальянского кватроченто и проникнутым любовью к человеку, чистосердечным искусством Сороки, равно как и его учителя, "отличную доброту и простоту сердца" и "твердость духа" которого крепостной художник запечатлел в нескольких портретах.


Портрет Е.Н.Милюковой

(дочери помещика Н.П.Милюкова)

конец 1840ых, холст, масло, 43 х 33cm
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Портрет Л.Н.Милюковой

(дочери помещика Н.П.Милюкова)

1840-ые, холст, масло, 43 х 33см
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Нашли отражение в творчестве Сороки и постоянно присутствовавшие в его жизни враждебные, недобрые силы и обстоятельства. В "Автопортрете" (нач. 1840-х гг.) при внешнем спокойствии художника в его глазах прочитывается затаенное страдание, видна обостренная ранимость его души и беззащитность перед лицом действительности.

И она, в самом деле, была к нему беспощадна. Если для других и менее одаренных учеников Венецианову удавалось "испросить у господ полную свободу", то Сороке почти до конца дней было суждено томиться в неволе. Хозяин, позволив ему приобщиться к высокому искусству и "высвободить душу из склепа", в конце концов показал себя типичным представителем "грязи феодализма" (выражение Венецианова). Он отказал Сороке в "вольной", запрещал ему поездки в Петербург, заставлял служить садовником. А когда Венецианов в 1847 году, в результате нелепой случайности, погиб, "разбитый лошадьми", жизнь вдали от художественных центров, духовное одиночество и вовсе обрекли талант художника на угасание.

   В дошедших до нас работах Сороки, исполненных в конце 1840-х - начале 1850-х годов, появляются иссонирующие интонации. Широкие и свободные пространства сменяются в его пейзажах тенистым уголком парка ("Часовня в Островках")


Часовня в парке

~1850г, холст, масло,
Государственный музей Эрмитаж

или берегом озера, заросшим тростником, среди которого притаился мальчик-рыболов ("Вид в Островках")


Вид на озеро Молдино

~1840-ые г, холст, масло, 69х88.5
Областная картинная галерея,г.Тверь

В 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляков.

В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной. Сорока был обвинен в "распространении ложных слухов" и за "сделанные грубости" приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный "по болезни", он "затосковал", "ходил задумавшись по деревне" и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в "обжигательной избе повесившимся". Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописи.


Использованы материалы
1. статья Вл. Петрова  "Сто памятных дат".
1989.

2. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.

3. Л.Вагнер "Повесть о художнике Веницианове" Обухов В. Григорий Сорока М.. 1982




Категория: Художники России | Добавил: ИрЮр | Теги: Григорий Васильевич Сорока, КРЕПОСТНОЙ ХУДОЖНИК, васильев
Просмотров: 2547 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:17:01

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Погода
Облако тегов
Здесь есть всё!
Отправка SMS беспл
Перевести страницу
Перевести эту страницу
Кто на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Уголок релаксации
Включите звук

Программа TV
РИА РБК
Напиши админу

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz