Армянская миниатюра. Рукописные книги средневековой Армении
26.06.2013, 16:13
Армянская миниатюра. Рукописные книги
средневековой Армении
Армянская миниатюра
Надо сказать, что большинство армянских рукописных книг было
разграблено и уничтожено. Чудом же уцелевшие образцы рукописных сокровищ
бережно хранятся. Самое большое собрание рукописей находится в
хранилище древних рукописей Матенадаране. Из сохранившихся 25 тысяч рукописей около 10 тысяч являются иллюстрированными, из которых 5-7 тысяч полноценными миниатюрами.
Чаще всего иллюстрировались Евангелия, реже – Библия, Шараканы
(сборники гимнов) и Чашоцы (сборники лекций). Рукописи издавались в
скрипториях церквей — «грчатунах». Самые ранние иллюстрированные
Евангелия датируются V веком. Эти иллюстрированные рукописи были созданы
еще при первом переводе Евангелия на армянский язык.
Это 4 уникальные миниатюры, приклеенные к «Эчмиадзинскому Евангелию» 989 года, Являющиеся ценными образцами раннего христианского изобразительного искусства. Они были созданы в монастыре Нораванк провинции Сюник.
Материалом рукописей раннего периода служил пергамент — кожа
животного, обработанная особым способом. Позднее появилась бумага,
изготовленная без древесной массы, что делало ее удивительно
качественной.
Вот средневековый способ приготовления пергамента:
«Возьми шкуру козленка домашнего или дикого, дикого барана,
жеребенка, зайца, косули, теленка. Возьми известь, хорошо просей и налей
на нее воды. Если шкура тонкая, ты его (раствор) сделай жидким; если
толстая — сделай густым. Когда он поспеет, сними волос, промой чисто и
налей свежей известковой воды; когда станет плотным, растяни- она
растянется; возьми промой и растяни веревкой на станке.
Возьми нож и соскобли мясную сторону, пока кончится все мясо и это
будет хорошая сторона. Сними воду и выставь на солнце, чтобы просохло, а
затем сторону волос соскобли сухим. Накрахмаль пергамент яичным белком.
И белое льняное семя держи три дня в воде, пока не сделается густым как
мед, и (этим) накрахмаль (сторону) мяса и соскобли ножом».
Армянский пергамент был тонким, мягким и светлым, полировался с двух
сторон и хорошо удерживал краску. Встречается также и «бархатистый»
пергамент с очень мелкими «порами». Сам процесс создания армянской
средневековой рукописи был трудоемким и кропотливым.
Над рукописями трудились переписчики, иллюстраторы, позолотчики,
переплетчики и ювелиры. Краски и чернила изготавливались самими
мастерами и наносились с помощью гусиных перьев и тростниковых палочек,
наподобие «самопишущей» ручки.
В одной из рукописей говорится о том, что «дьякон Ованнес написал 900
букв, один раз набрав чернила». Рукописи веками хранились в сырых
помещениях монастырей, бывали спрятаны в неожиданных местах, и несмотря
на это сохранили всю яркость красок.
Вот некоторые секреты приготовления красок:
«О растирании позолоты. Возьми хорошей позолоты сколько захочешь и
возьми хороший жидкий мед или белый клей или густой раствор камеди,
налей в большую фарфоровую посуду позолоту покрой по поверхности,
хорошо размешай пальцем, чтобы соединились в виде порошка и потом налей
воду и оставь, медовую воду снова процеди и если с ним отошло( собери).
Возьми затем высуши и употреби тонкой кистью как принято».
«Возьми десять драм (3,2 грамма) чистого олова и полтора драма меди и
ртути также полтора драма. Расплавь их в отдельности и налей это на
медь и будет серебро». В раскрашивании армянских миниатюр широко
использовалась красная краска «кармин» ( Вордан Кармир), которая
добывалась из араратской кошенили (насекомые) и прекрасно сохраняла свой
первоначально яркий насыщенный пурпурный цвет.
Думаю, будет лишним напомнить, что все краски были исключительно
натуральными. Пергамент сшивался в «тетради», одевался в деревянные
пластины, которые обтягивались кожей или тканью-бархатом. Затем книга
помещалась в оклад из слоновой кости, серебра и золота. Сами книги
хранились в кожных или матерчатых чехлах.
Оклады богато инкрустировались драгоценными и полудрагоценными
камнями, самоцветами, цветным стеклом, украшались филигранью и чеканкой.
Нужно сказать, что в армянской миниатюре выделяют несколько школ:
Гладзорскую, Татевскую, Арцах- Утикскую, Васпураканскую, Киликийскую,
Крымскую. Каждая их этих школ имела своих выдающихся миниатюристов.
Наибольшего расцвета армянская миниатюра и книжное искусство XIII
века достигают в Киликии. Одним из выдающихся представителей Киликийской
школы являлся Торос Рослин. В хранилище древних рукописей Матенадаране
хранятся два Евангелия, украшенных его рукой.