Пятница, 03.05.2024, 21:03
МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК (12+)
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Руками созданное чудо [262]
Прикладное искусство
Графика [78]
Скульптура [277]
Архитектура [174]
Храмы [125]
Замки и дворцы [59]
Ландшафт [48]
Одежда [72]
Дизайн [28]
Музеи [107]
Экранные искусства [59]
Театр, Кино
Фотоискусство [54]
Зарубежное искусство [39]
Греция, Египет, Япония
Видеоролики [4]
А время идёт ...
Установи часы правильно

Скорей бы выходной
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 3343
Орфография
Система Orphus
География гостей
Главная » Файлы » Изобразительное искусство » Экранные искусства

Актриса 19 века. Мария Савина
02.01.2011, 05:04
Эта женщина стала последней любовью И.С. Тургенева, последние четыре года его жизни были полны высоким и трогательным чувством к М.Савиной, мечтами о ней и трезвым пониманием безнадежности их общего будущего.
О своем чувстве поведал сам Тургенев, если прочитать его письма к актрисе, то возникнет подробная история любви с перепадами отношений и настроений. Душевная близость возникла в те годы, когда Тургенев, имея в виду свою постоянную привязанность к Полине Виардо и ее семье, ютился, как он сам говорил, "на краешке чужого гнезда", а Савина была влюблена в другого. Тонкий психологический анализ истории тургеневской любви по его письмам к Савиной сделал А. Ф. Кони в предисловии к сборнику "Тургенев и Савина" (1918). Что же это была за женщина?

«Савина не есть только имя личное; это имя собирательное, представляющее собой соединение лучших традиций, приемов и преданий с талантом и умом. Вы сами по себе школа. И должны как солдат стоять на бреши, пробитой в искусстве нелепыми представителями театральной дирекции».

Из письма А.Ф. Кони М.Савиной

Маковский К.Е. Портрет актрисы Марии Гавриловны Савиной
(Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства)

Мария Савина родилась в Каменец-Подольске на Украине 30 марта 1854 года. Театр, как праздник в ее жизнь вошел очень рано – буквально с семи лет Марию начали занимать в спектаклях. Ее отец, учитель чистописания и рисования Г.Н.Померанцев, после ряда удачных выступлений в любительских спектаклях стал провинциальным актером. А Маша впервые вышла на сцену Одесского театра в семилетнем возрасте под именем "девицы Мани Стремляновой". Иногда Маше приходилось играть роль девочки, а иногда она изображала мальчика.

Портрет М.Г.Савиной с автографом.1877 г.

В 15 лет Мария уже во всю играла на сценах провинциальных театров Бобруйска, Гомеля и Нежина. Спектакли с ее участием шли один за другим, Мария накапливала актерский опыт. Она играла самые разные роли - от жеманных "кошечек" до героинь Шекспира, Лопе де Вега, Гете, Дюма, Гогола, Островского и т.д. 

Савина хотела только одного – играть, вот что было для нее главным. "Сцена – это моя жизнь!" – скажет она потом. Она блестяще играла в театрах Казани, изображая на сцене любовные страсти изысканной француженки. Однажды Марии Савиной довелось играть в одной труппе с Пелагеей Стрепетовой – другой гениальной русской актрисой. Между ними началось соревнование, которое Савина проиграла, но при этом она прошла настоящую школу борьбы.

Актриса М.Г.Савина в роли Лялечки в спектакле "Блуждающие огни" по пьесе Антропова - первый дебют в Петербурге 14 марта 1874 г.

Злоба дня (1875) Елена Григорьевна - Мария Савина

В Петербург она приехала ранней весной 1874 года. Дебют Марии Савиной на александринской сцене состоялся 9 апреля 1874 года. К тому времени она была уже достаточно известной актрисой. И ее сразу же ждал успех. А 18 августа 1874 года началась работа Марии Савиной в Александринском театре, которому она отдала 40 лет своей жизни. Савина стала ведущей актрисой старейшего петербургского театра и вошла в историю российского театрального искусства как одна из ярких звезд.

Месяц в деревне Верочка — Мария Савина

17 января 1879 года Мария Савина блестяще сыграла роль Верочки в спектакле "Месяц в деревне", поставленный по пьесе Тургенева. Иван Сергеевич увидел ее однажды в театре, и потом так и не смог забыть. По первоначальному плану режиссера актриса должна была исполнять главную роль. Но она сама выбрала героиню, казавшуюся всем, в том числе и Тургеневу, второстепенной. И смогла сыграть ее так, что на глазах изумленных зрителей юная девушка превращалась в душевно зрелую женщину. Потрясенный автор, примчавшись в ее грим-уборную с огромным букетом роз, воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!» Савина бросилась Тургеневу на шею и поцеловала в щеку.

Майорша (1878) Феня - Мария Савина

Артистка М.Г.Савина в роли из пьесы "Маруся", 1879 г.

Дикарка (1879) Варя - Мария Савина

Весной 1880 года актриса собралась на гастроли в Одессу. Влюбленный в нее Тургенев звал ее заехать по пути в Спаское-Лутовиново и добавлял: "О Вас я думаю часто, чаще, чем бы следовало. Вы глубоко вошли в мою душу... Я люблю Вас..." Он просил Савину хотя бы выбрать поезд, который идет через Мценкс, чтобы он смог подсесть к ней в купе и проехать вместе чать пути. Поездка состоялась, но часы, проведенные вместе, оказались трудными дял обоих. Актриса очень уважала Тургенева, но на большее он не мог рассчитывать. Редкие встречи Тургенева с Савиной стали дополняться частой перепиской, которая продолжалась в течение четырех лет. Известно, что писатель одну из своих комнат в усадьбе Спасское-Лутовиново, где принимал восхитившую его актрису, назвал Савинской.

М.Г. Савина в кружевной шали, портрет, 1880-е гг

 

Артистка М.Г.Савина в наряде боярышни, 1880 г.

Летом 1881 года актриса гостила в Спасском-Лутовинове. И в день годовщины свадьбы друзей писателя Полонских опять кинулась Тургеневу на шею и поцеловала его… Но уже через несколько недель она из Перми прислала Ивану Сергеевичу письмо, где сообщала о своем предстоящем замужестве…

Скрепя сердце, Тургенев отвечает ей пожеланиями счастья и радости и уверяет в неизменности дружеских чувств. Брак Савиной временно расстраивается, и Тургенев в письмах к ней вновь строит планы совместной поездки в Рим или Венецию. Пишет он часто, как правило – через день. И не скупится на нежные фразы. «Милая Мария Гавриловна, - признается, - я Вас очень люблюгораздо больше, чем следовало бы, но я в этом не виноват».

 М.Г.Савина, 1885 г.

Татьяна Репина (1888) Татьяна Репина - Мария Савина

Иванов (1889) Саша - Мария Савина

За год до собственной смерти уже тяжелобольным Тургенев поедет к знаменитому невропатологу Жану Шарко – хлопотать о приеме прибывшей для лечения в Париж Савиной. Он будет радоваться ее намерению отдохнуть в Италии, примется рекомендовать ей Флоренцию, вспоминая собственное пребывание в пленительном поэтическом городе... Но умрет Иван Сергеевич все-таки в окружении семейства Виардо со словами: «Ближе, ближе ко мне, и пусть я всех вас чувствую около себя… Настала минута прощаться… Простите!..» 

М.Савина

В 1908 году, через 25 лет после смерти Тургенева, в одном из залов в Академии наук в Петербурге открылся музей писателя. Через некоторое время служители заметили, что каждый день под его портретом какая-то немолодая дама оставляет букет свежих роз. Это была - Мария Савина...

М.Савина, 1899 г.

«У Савиной был далеко не безупречной красоты голос, - подчеркивал один из ведущих в то время театральных критиков. - Лицо Савиной далеко не было лицом красавицы. Но между голосом, между манерой говорить, лицом, жестами была какая-то совсем особая безупречная гармония». Замечательной русской актрисой интересовалось еще множество мужчин – весьма успешных, знаменитых и состоятельных. Тайную страсть к Марии Савиной испытывал, например, и знаменитый русский юрист Анатолий Федорович Кони. Сохранилась их обширная переписка, где Мария Гавриловна, остро нуждаясь в дружеских советах, делилась своими радостями и горестями. 

Артистка М.Г.Савина в роли Елены из пьесы "Цена жизни".

Группа артистов на водах (сидит 5-я справа - М.Г.Савина).1899 г.

Она стала гражданской женой крупного богача и страстного любителя театра, председателя Общества русского пароходства и вице-президента Театрального общества Анатолия Евграфовича Молчанова. Брак был оформлен в 1910 году, когда "молодым", как иронизировала Савина, было сильно за пятьдесят. После смерти Савиной Молчанов много сделал для увековечения ее памяти... 

Артистка М.Г.Савина в роли из пьесы "Соломания и Елена". 1900 г.

Артистка М.Г.Савина в роли Акулины из пьесы "Власть тьмы" (1895)

"Сцена - моя жизнь", - говорила Савина. В 90-е годы она много и успешно играет в пьесах А.Н.Островского: Евлалию в "Невольницах", Василису Мелентьеву в одноименной пьесе, Парашу в "Горячем сердце", Лебядкину в "Поздней любви", Серафиму в "Не сошлись характерами", Веру Филипповну в "Сердце не камень". В 1903-м вновь является любимая тургеневская женщина - Наталья Петровна в "Месяце в деревне". А вот А.П.Чехова актриса не очень жалует: отказывается от роли Нины Заречной в "Чайке" и соглашается лишь на Сашу и Сарру в "Иванове". В 1897 году она стала инициатором состоявшегося в Москве Первого съезда русских сценических деятелей, а в 1914 году возглавила Театральное общество.Савина играла так красиво и убедительно, что даже ее коллеги по сцене восхищенно говорили: "Ловко сделано!". Ее выдающийся ум давал возможность хорошо ориентироваться в закулисной жизни. Но в тоже время Савина умела вовремя протянуть руку помощи. Многим она помогала деньгами и советами, может быть потому, что хорошо помнила себя начинающую и поэтому не могла отказать в покровительстве.

Артисты Императорских театров - участники благотворительной акции
 по сбору средств воинам в "День табака"; сидит 2-я слева в 1-м ряду М.Г.Савина, стоит 3-я справа М.Ф.Кшесинская. 1914 г.
 
 
М.Савина в одной из ролей.

24 февраля 1914 года в "Александринке" прошли юбилейные торжества в честь Савиной. Сорок лет она выходила на эту знаменитую сцену, радуя зрителей своими новыми ролями. Но Савиной уже 56, молодость ушла, стареющая актриса все более стала ощущать свой возраст. Но все-таки Мария ушла из жизни, так и не успев утвердиться в амплуа комических старух. Савина умерла неожиданно для многих. В ночь на 8 сентября 1915 года Мария потеряла сознание, а утром ее не стало. Савину хоронил весь Петербург.

 

Толпы народа у Императорского Александринского театра перед выносом гроба
 с телом артистки М.Г.Савиной. 1915 г.

Похоронная процессия за гробом
 выдающейся драматической артистки М.Г.Савиной следует
 от Императорского Александринского театра мимо Екатерининского сада по направлению к кладбищу. 1915 г.

 Вид могилы артистки М.Г.Савиной. 1915 г.  

Мария Савина была одним из инициаторов создания Русского театрального общества и воплотила в жизнь заветную мечту бесправных провинциальных актеров - основала Убежище для престарелых артистов. Для строительства дома ей приглянулся участок земли на Петровском острове, на берегу Малой Невки. Еще при основании Санкт-Петербурга Петр I хотел здесь построить "Увеселительный домик", и сам остров получил имя царя. Но денег, чтобы купить земельный участок, у Савиной не было.  И тут подвернулся счастливый случай... В царском дворце давали бал, и среди гостей волею судеб оказался владелец этой земли. Мария Гавриловна подвела его к государю и представила как человека, подарившего свою землю под строительство Убежища для престарелых актеров. Император поблагодарил истинного сына отечества за столь благородный поступок. Выбора у владельца земли не было.

Артистка М.Г.Савина за работой над ролью (последний снимок актрисы). 1914 г.

Чтобы собрать средства для возведения убежища, Мария Савина организовывала благотворительные концерты. Учредили ежегодный "День актера", в который артисты всех театров России работали для своего неимущего брата. Наконец, на бывшем пустыре вырос красивый двухэтажный каменный дом. В 1902 г. состоялось торжественное открытие. Это здание существует и сейчас и называется "Савинским" корпусом.

Савина умерла в 1915 г. По завещанию ее похоронили на территории парка рядом с историческим "Савинским" корпусом. Убежище переименовали в Дом ветеранов сцены и дали имя Марии Савиной.

Без права передачи кому-либо оформила Мария Савина участок земли на Петровском острове. Это было закреплено специальным царским указом, который подтвердила и советская власть в 1923 г. Постановлением Совнаркома дом и прилегающая к нему территория навсегда закреплялись за Всероссийским театральным обществом.  По разным причинам попадают сюда люди. Одни остались без близких родственников, которые могли бы за ними присмотреть. Другие не захотели превращаться в бабушек и дедушек, которые должны вязать чулки, варить кашу для внуков, водить их на прогулку. В Доме ветеранов сохраняется возможность по-прежнему принадлежать некоему театральному сообществу: обитатели дома-интерната готовят концерты, литературные вечера, капустники...

А ведь когда Мария Савина озаботилась судьбой престарелых актеров ей было всего-то... 29! лет. Еще вся жизнь впереди... и как горько думать сейчас, что нынешнии молодые глубоко презирают стариков и вряд ли такой Дом появился бы в наше время.

 

"Интерьеры" Дома для престарелых актеров, увы... на 2007 год все было в таком вот состоянии

Есть еще один портрет М.Г.Савиной - портрет работы Льва Бакста, который признан одним из лучших. В тонком и нежном профиле запечатлено неподдельное очарование молодой женщины, и глядя на этот портрет, особенно ясно понимаешь, почему так сильно ею увлекся Тургенев...


Л.Бакст Портрет М.Г.Савиной , 1899 г.


Категория: Экранные искусства | Добавил: ИрЮр | Теги: актер, театр
Просмотров: 4228 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:21:03

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Погода
Облако тегов
Здесь есть всё!
Отправка SMS беспл
Перевести страницу
Перевести эту страницу
Кто на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Уголок релаксации
Включите звук

Программа TV
РИА РБК
Напиши админу

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz