Гжель - русская майолика
В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век.
Наиболее известные центры производства — московский завод Гребенщикова,
выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном
поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась
многоцветная техника. Другим крупным центром майолики ещё в XVII веке
был Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения стен
храмов и интерьеров домов.
Игорь Бельковский
Гжель – белое, синее. . .
Лёгкие плавные линии.
Цветы нездешние яркие
Кажутся неба подарками.
Гжель – ремесло древне – русское –
Баловались деды искусствами,
Узоры, в орнамент сплетая,
света чуть – чуть добавляя. . .
smirnowa_s
Игорь Бельковский
К технике майолики обращались многие выдающиеся художники, в
частности русские живописцы «серебряного века» М. А. Врубель, В. М.
Васнецов, А. Я. Головин и С. В. Малютин, а также западные модернисты, в
частности Ф. Леже и П. Пикассо, М. К. Эшер.
Игорь Бельковский
Гжель - это местность недалеко от Москвы.
А еще Гжель – это колыбель и основной центр русской национальной
керамики, история которой насчитывает более шести веков. Возникнув в 14
веке, как гончарный промысел, Гжель уже к концу 18 века славилась на всю
Россию своей расписной майоликой. А в 19 столетии четыре вида
гончарного искусства – майолика, полуфаянс, фарфор и тонкий фаянс были
освоены всего за 50 с небольшим лет, и их производство налажено в
широком масштабе.
В майолике и
полуфаянсе гжельцы достигли подлинных художественных высот, сделав свои
произведения неповторимым явлением народного искусства.
У Гжели свой собственный стиль – произведенная кобальтом роспись приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер. В них
есть доброта и поэтичность, юмор и озорство русской души.
Современные мастера росписи по фарфору, помимо традиционных цветочных
орнаментов, с успехом добавляют в свои работы оригинальные жанровые
мотивы.
Художественная мастерская Игоря Ковалева – первая в
мире, кто соединил в единое произведение искусства два столь разных
направления Гжель и Swarovski. Готовые произведения не похожи ни на что.
Гжель, инкрустированная кристаллами Swarovski (Сваровски), ручная
роспись, авторская работа.
А есть гжель и в зелёном,я лично не знала...
Есть в Подмосковье такое местечко —
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
Припев:
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы, —
С этой красою ничто не сравнится.
Припев.
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
Припев.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана
Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах
других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных
сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей
Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и
алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским
сосудам».
Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов
глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские
дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и
возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ
надобна будет».
В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому
приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В.
Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь
возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения
где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами
для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская , которой нигде не
видал я белизною превосходнее».
Ольга Долгая
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени
гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а
также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что
количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями
тысяч штук в год.
Игорь Бельковский
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду.
Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в
деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера
Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович
Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные
статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники,
птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и
коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились
кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья,
травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ
деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во
множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х
годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской.
Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне,
братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около
1800—1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его
основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе
Отто в селе Перово.
Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам,
имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н.
Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова,
срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины,
после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем,
что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных
достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях.
Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно
совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и
керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда
выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были
национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление
промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь
была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий
России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти
была открыта станция, получившая название по местности — Гжель. Выросший
при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух
частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или
«Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового
завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».
Источник текста-История Гжели
Играет нежная свирель,
И замирает в восхищенье
Жемчужина России – Гжель
Где поселилось вдохновенье.
Здесь каждый – мастер и творец.
Один расписывает вазу,
Другой, искусный, взяв резец,
Узор наносит тайной вязью.
Славянский бог, прекрасный Лель,
Воспевший красоту земную,
Убрал цветами колыбель,
Вдохнув в них жизнь совсем иную.
Переплетенье листьев, трав,
Цветочек, веточка, каёмка.
Во всём я вижу русский нрв.
И душу светлую ребёнка.
Такое чудо сотворить
Мог мастер любящий природу.
Его призванин – дарить
Минуты радости народу.
Вот симпатичный башмачок
Лазурью весело сияет,
На нём уставший мужичок
Прилёг удобно, отдыхает.
Изящно ящерка стоит,
Взобравшись на шкатулку ловко.
Спина на солнышке горит
И гордо поднята головка.
В красивом синем обрамленье
Часы тихонечко идут.
Проходят годы и мгновенья.
А гжель жива, цветы цветут!
Узор на долгие года.
Останется призваньем гжельцев.
И не иссякнет никогда
Плеяда мастеров умельцев!
|